Найти тему

Постижение природы страдания

Для того чтобы развить в себе сострадание, необходимо взращивать чувство близости к другим существам. Но помимо этого развитию сострадания также способствует углубленное понимание природы страдания. В тибетской традиции считается, что размышление о страдании окажется гораздо эффективнее, если в его основе лежит наш личный опыт и если мы начинаем с рассмотрения собственных страданий, ведь осознать свои страдания легче, чем чужие. Вот почему две главные составляющие буддийского пути – сострадание и отречение – считаются двумя сторонами одной медали. Истинное отречение рождается, когда мы по-настоящему понимаем природу страдания, отталкиваясь от мучений, переживаемых нами самими. А истинное сострадание возникает, когда мы смещаем фокус и сосредотачиваемся на страданиях других существ. Разница здесь только в объекте, на котором мы фокусируем свое внимание.

В предыдущей главе мы кратко затронули три вида страданий, как их понимают в буддийском учении: очевидное (букв. «страдание страдания»), страдание от перемен и всепронизывающее страдание от обусловленности. Я упоминал, что в контексте развития сострадания и отречения обсуждается третий вид страданий.

Что касается первого вида страданий (физической боли и других очевидных форм), то даже животные, если разобраться, обладают способностью относить подобные переживания к страданиям. Они, как и люди, могут находить избавление, пусть и временное, от тех или иных проявлений таких страданий.

Под страданием от перемен, составляющим вторую категорию страданий, мы понимаем переживания, которые люди в обыденной жизни называют «удовольствием» или «счастьем». Эти переживания подвержены изменениям и потому вызывают страдания. Чем больше вы потакаете им, тем больше шансов, что они приведут вас к неудовлетворенности. Если бы эти переживания были источником истинного продолжительного счастья, то чем больше внимания вы бы им уделяли, тем дольше длилось бы ваше счастье.

Однако в действительности все обстоит не так. Чаще всего то, что представляется приятным переживанием и поначалу напоминает счастье, впоследствии, в какой-то момент, превращается в страдание и приводит к разочарованию и тому подобным эмоциям. И хотя на бытовом уровне мы называем эти переживания счастьем, стоит посмотреть на них под другим углом, и окажется, что их природа – страдание. В действительности если вы исследуете природу приятных ощущений, то увидите, что зачастую «приятное ощущение» – понятие в высшей степени относительное. Как правило, мы называем то или иное переживание приятным, сравнивая его с более свирепой формой страдания, которое только что ушло. То, что мы в основном называем «удовольствием» или «счастьем», обычно лишь временное отсутствие сильных страданий и боли.

Однако, для того чтобы полностью раскрыть тот глубокий смысл, который вкладывают в понятие «страдание» буддисты, недостаточно понять, что такое страдание от перемен. Эта форма страдания описывается многими религиозными традициями. И у буддистов, и у последователей небуддийских традиций Индии есть схожие методы, позволяющие человеку распознавать в приятных переживаниях источник страданий и достигать временного освобождения от них. Эти методы включают разнообразные техники медитации, развитие медитативного погружения, размышление на различные темы и так далее.

Нас же больше интересует третий вид страданий, который называется «всепронизывающим страданием от обусловленности». Страдание от обусловленности – источник двух других видов страданий. В нем природа самой нашей жизни, которая зарождается в силу кармы, запутанности и омрачающих эмоций. Говорится, что существование непросветленных существ буквально пронизано неудовлетворенностью, или «духкхой», то есть страданием. Практикуя сострадание и отречение, мы должны развить в себе искреннее желание освободиться от третьего вида страданий, однако это желание может родиться в нас только в том случае, если мы осознаем природу страдания и его причины.

Если расположить Четыре благородные истины в их логическом порядке, то вторая истина, истина о причине страдания, должна идти первой, а первая, истина о страдании, должна быть второй. Истина о пути будет третьей, а истина о прекращении страдания – четвертой.

Однако Будда изменил этот порядок, расположив эти истины в соответствии с тем, в какой момент каждая из них постигается на духовном пути. Исходя из этой логики, первой он преподал истину о страдании, ведь, постигнув ее, мы начинаем интересоваться причинами страдания, а затем задаемся вопросом, можно ли его прекратить. Лишь после того как мы осознали, что прекращение страданий возможно, мы станем размышлять над четвертой истиной, то есть об истинном пути, или методе, ведущем к прекращению страданий. Главная мысль здесь следующая: лишь понимание возможности полного прекращения страданий, достигнутое с помощью постижения высшей природы действительности, позволяет нам по-настоящему развить отречение.

Если говорить обо мне лично, то я стал проявлять серьезный интерес к постижению пустоты лет тридцать тому назад. В результате изучения [буддийских писаний], размышления и медитации мне удалось добиться некоего проблеска переживания пустоты, хотя, конечно, его нельзя было назвать прямым постижением пустоты. Я говорил тогда своим коллегам, что, если я когда-нибудь приду к истинному прекращению [страданий], вот тогда-то я и устрою себе большие каникулы! Я думал, что тогда смогу как следует отдохнуть, потому что истинное прекращение – это не временное избавление от страданий и их причин, но их полное устранение. Такова природа прекращения [страданий]: даже если вы встречаетесь с обстоятельствами, которые обычно вызывают отрицательные мысли и чувства, для их проявления попросту нет основы. Вот что означает истинное прекращение. Глубоко размышляя о природе и причинах страданий, о сильных противоядиях от этих причин, а также о возможности освобождения от страданий и их причин, вы сумеете развить в глубине своего сердца подлинное отречение, потому что по-настоящему захотите избавиться от мук. На этом этапе вы почувствуете, как сильно устали от непросветленного бытия и от постоянного пребывания во власти отрицательных мыслей и чувств.

Укрепившись в этом стремлении освободиться от непросветленного бытия, вы сумеете затем сместить фокус и, сосредоточившись на мучениях других существ, пожелать, чтобы и они избавились от страданий, ведь их страдания ничем не отличаются от ваших. Если вы добавите к этому размышления, о которых мы говорили выше: распознаете во всех существах своих любимых матерей, подумаете об их доброте и осознаете, что все они по сути равны, то перед вами откроется реальная возможность пережить истинное сострадание. Только в этом случае в вас зародится настоящее устремление приносить пользу другим.

— Далай-лама XIV. Из книги "Преобразование ума”