В пятницу, 15 сентября, центр Краснодара ненадолго украсили ретро-автомобили. Яркие представительницы советского автопрома даже носят имена - «Мечта», «Гавань», «Легенда» и «Маэстро». Они посетили наш город в рамках автопробега «Победа – в наших сердцах». Журналисты «Блокнота Краснодара» успели пообщаться с участниками акции, которые рассказали о любви к Родине, путешествиям и ретро-машинам.
Видео:
Дошли до Берлина
Жители города в эту пятницу могли увидеть необычное зрелище. У Вечного огня на Северной были припаркованы ретро-машины. Все они - представительницы легендарной марки «Победа», которая массово производилась в СССР в середине прошлого века. История этих машин началась в 1946 году. Считается, что «путевку в жизнь» им дал лично Иосиф Сталин. Последний серийный автомобиль культовой марки сошел с конвейера Горьковского автозавода в 1958 году. Всего за 12 лет было выпущено 240 тысяч машин.
В СССР было выпущено всего 240 тысяч авто марки "Победа"
Поэтому неудивительно, что автомобили «Победа» - большая редкость в наши дни. Тем более, если они на ходу. Однако участники патриотического автопробега избрали ретро-автомобили именно этой марки символом своей акции, и даже больше – отправились на них в путешествие через всю страну. Автопробег стартовал в Ханты-Мансийском автономном округе и проехал через Свердловскую область, Пермский край, Башкортостан, Татарстан, Крым, побывал в Новороссийске и достиг сегодня Краснодара. Это тысячи километров пути… Решится на это энтузиастов из разных регионов России сподвигла благородная цель – почтить подвиг воинов, которые когда-либо защищали нашу Родину.
Легенды советского автопрома сегодня редко можно встретить
Автопробег стартовал в Ханты-Мансийске
- Идея возникла в 2012 году, - рассказывает руководитель проекта «Победа – в наших сердцах», уроженец Ханты-Мансийского автономного округа Игорь Илык, - В первый раз мы проехали из Нижневартовска ХМАО до Верхней Пышмы Свердловской области. И мы ощутили массовый отклик: нас благодарили ветераны Великой Отечественной, акцией заинтересовались дети. Годом позже география проекта была расширена: мы посетили 12 городов-героев бывшего Советского Союза. Нам предлагали включить в маршрут и Берлин, но тогда участники автопробега решили этого не делать. Потому что там в 1945 году воевали наши деды. А затем, в 2014 году, политическая ситуация изменилась. Увидев, что происходит на Донбассе, мы решили доехать с автопробегом до Берлина.
Игорь Илык вспоминает, в немецкой столице их все боялись. Немцы называли автомобили участников пробега «"полупанцирями", то есть "полутанками".
В Берлине автомобили "Победа" немцы называли "полутанками"
- На одной нашей машине было написано «Сталинград», - добавляет наш собеседник, - Жители немецкой столицы настолько боялись, что аж отпрыгивали от нас. После этого мы посетили Казахстан, Киргизстан, Узбекистан и Белоруссию. В этом году наш проект объединяет регионы и людей России общей историей воинской доблести.
Полтысячи километров в день на ретро-авто
Несмотря на почтенный возраст ретро-машины могут дать фору даже иномаркам. Они – реальное свидетельство гения советских инженеров.
Количество звезд с каждой стороны ретро-автомобиля означает количество посещенных городов-героев. "Гавань" побывала в 8 городах.
- Все автомобили с родными двигателями, - рассказывает участник автопробега Иван Фустов. В обычной жизни он – руководитель свердловской общественной организации, помогающей детям-сиротам и детям-инвалидам, - За нами обычно следуют эвакуатор и техническая машина с запчастями. Если машина ломается, ее сразу ремонтируют. Едем потихоньку. Километров по 300 – 500 в день преодолеваем.
Его «ласточка» попала в руки Ивану два года назад. Он приобрел ее специально для того, чтобы участвовать в автопробеге. За машиной нашему собеседнику пришлось ехать в Челябинск. Зато теперь в его распоряжении единственный в команде кабриолет марки «Победа». Всего таких красавиц в свое время было выпущено немногим более 14 тысяч.
Автомобиль уже был отреставрирован, когда Иван Фустов его купил. Поэтому никаких дополнительных вложений от него не потребовал. Единственная проблема: очень дорогие запчасти, которые крайне сложно достать.
Ретро-авто испытания дорогами переносят достойно
- Позывной моего ретро-автомобиля - «Гавань», - продолжает Иван Фустов, - Его выпустили в 1950 году. Конечно, в повседневной жизни я на нем не езжу, но каждый автопробег «Гавань» делает порядка 7 тысяч километров. Для сравнения, на другом своем автомобиле, которым я пользуюсь ежедневно, за 2 года я проехал 8 тысяч километров.
Иван Фустов и его "Гавань"
«Гавань» все сложнейшие испытания переносит достойно. А в ходе каждого автопробега ей приходится преодолевать совсем необустроенные дороги. Так же и ее владелец: стойко терпит разные условия.
- В прошлом году в рамках автопробега мы ездили в Белоруссию, - рассказывает он, - Август месяц, жара невыносимая, кондиционера в машине нет. Мало того, приходилось включать печку на максимум, чтобы автомобиль не закипал. К концу пробега кожа на пальцах ног облезла. Но это мелочи по сравнению с тем, что пришлось пережить нашим ветеранам в годы Великой Отечественной войны.
Мероприятия в городе
Участники автопробега пробыли в Краснодаре всего несколько часов. Вначале они возложили цветы к Вечному огню в центре города. Затем посетили центр «Патриот» и пост №1, где пообщались с курсантами. Позже гости посетили с экскурсией Выставочный зал боевой славы в парке 30-летия Победы. А затем уехали из краевой столицы.
Авто вызвали большой интерес у краснодарцев. Некоторые не могли пройти, не сфотографировав их на память
Следующий пункт маршрута участников акции – Ростов. Также они планируют посетить новые регионы России. Завершится автопробег 24 сентября в Ханты-Мансийске.
Зухра Куб
Информационный обзор редакции