Найти тему
Лирика обыденности

Белорусский фильм «На другом берегу»: содержание, идея

Просто вкратце пересказываю сюжет и передаю идею, не оценивая ни содержание, ни художественный уровень. В общем, предлагаю спойлер.

* * *

«На другом берегу», киностудия «Беларусьфильм», 2023 г. Режиссер Андрей Хрулёв. Продолжительность 1 час 55 минут. На сайте киностудии картина позиционируется как историческая драма. Посмотрел я ее в день премьеры, 14.09.2023 г., в кинотеатре «Колос» г. Толочина.

* * *

Фильм повествует о событиях 1925 года на землях Западной Беларуси, отошедших в 1921 году Польше по условиями Рижского мирного договора (возвращены Беларуси силовым путем в сентябре 1939 года). Но действующими лицами картины являются не большие политики и главнокомандующие, а преимущественно простые смертные — разношерстное коренное население Западной Беларуси, рядовые польские военные и полицейские, подпольщики из числа членов Коммунистической партии Западной Беларуси (КПЗБ).

Поляки в фильме разговаривают по-польски (закадровый голос переводит их речь на русский), белорусы — кто по-русски, кто в целом по-белорусски с редкими вкраплениями русских и диалектных элементов, которые то ли сознательно введены авторами фильма для большей правдоподобности, т.к. на чистом литературном языке мало кто разговаривает (в таком случае, правда, непонятно, почему не введены белорусские элементы в русскоязычную речь), то ли не замечены ими из-за несовершенного владения белорусским языком.

Начинается фильм сценой подавления протеста крестьян против отобрания у них польскими властями здания церкви под хозяйственные нужды. В этой стычке получает серьезные травмы и вскоре умирает от них женщина, мать двоих взрослых сыновей, один из которых, Антон, является членом КПЗБ, ведет подпольную борьбу с властями и находится в розыске, а другой, Павел, считает такую деятельность брата неблагоразумной и бесперспективной, смыслом своей жизни видит труд и зарабатывание денег. Вследствие разногласий на идеологической почве братья не общаются, относятся друг к другу с презрением, и даже утрата матери их не примирила.

Перед смертью мать поручила Павлу передать накопленные ею деньги священнику на выкуп здания церкви у властей, но сумма оказывается очень маленькой, для выкупа требуется значительно больше. Стремясь во что бы то ни стало реализовать желание матери о возврате церкви прихожанам, молодой человек пытается заработать контрабандой товаров через советско-польскую границу, проходящую в его местности по реке, но попадает в переплет и остается без товара и денег: сначала ему с подельниками приходится убегать от пограничников, а потом их встречает главарь местных контрабандистов с компанией своих головорезов и всё у них отбирает.

Постепенно Павел переосмысливает свое отношение к действительности, его мировоззрение меняется — он становится более граждански активным и неравнодушным. Его личностной эволюции поспособствовала в том числе и взаимная влюбленность в девушку из коммунистического подполья (у них даже происходит постельная сцена, но очень сдержанная, с акцентом на обожание героями друг друга, а не физиологию).

Хотя заработать контрабандой у него не вышло, деньги он все-таки достал: выследил, где прячет свои сбережения тот самый бандит, который недавно всё у него отобрал, напал на обидчика возле тайника, в ходе драки удачно толкнул, тот упал, ударился головой и потерял сознание.

Заканчивается фильм удачным нападением подпольщиков, к которым примкнул и Павел, на полицейский участок с целью освобождения Антона. Последние эпизоды ленты: Антон, Павел и его девушка-коммунистка, отстреливаясь из кузова грузового автомобиля от преследующих их всадников, доезжают до границы, переходят реку, и навстречу им спешат советские пограничники.

В фильме немало сцен с погонями, перестрелками, драками. Присутствуют и две любовные драмы: 1) польский юноша влюблен в девушку, с которой развлекается в постели его отец (кстати, как выясняется, некровный); 2) в Павла влюблена дочь еврейского торговца, и он вроде бы тоже был в нее влюблен, пока не встретился с вышеупомянутой коммунисткой, и когда признался своей бывшей, что уходит от нее навсегда, она умоляла не бросать ее, убеждала, что одной ее любви хватит им на двоих.

Но зрелищность и любовный драматизм не являются для авторов картины самоцелью. Сочетание сюжетных ходов, диалогов и закадрового комментария в конце фильма доводят до зрителя идею о том, что после заключения Рижского мирного договора Польша всячески нагнетала обстановку на границе и на самом деле не хотела мира, старалась спровоцировать советскую сторону на агрессию и испортить репутацию Советского Союза на международной арене.