Найти тему
Хроники Сент-Элиаса

Весь этот «Оксиген». К 75-летнему юбилею Жан-Мишеля Жарра.Ч.23.2002 год.Ле-Бурже, Ольборг, Sessions 2000.Джазовые нестандарты(2023 version).

Статью об альбоме от 6 октября 2019 года вы можете прочитать по ссылке

Несмотря на все разногласия с продюсером (и последующим уходом от Дрейфуса) он в 2002 году полон творческих планов. Так, в апреле сего года он дал представление на выставке Printemps De Bourges, благо в том году фестивалю исполнилось 25 лет. Ну, если кто не знает - этот фестиваль отражает «музыкальные тенденции и эволюции с течением времени» (из материалов «Википедии»), так что появление на нём такой легенды, как Жан-Мишель Жарр, можно сказать, было как праздник.

Тем не менее, основной упор в саунде он делал главным образом на электроакустику, во многом из-за этого концерт остался не замеченным, а уже в сентябре 2002-го….

«Набег» на ветровые мельницы в Ольборге, что в Дании. Естественно не один, а в компании со своим давним другом, соавтором Франсисом Римбером, Клодом Самаром (впервые!!!) и дуэтом Safri Duo. На сей раз программа концерта включала в себя как классические произведения (некоторые из них были переработаны для концерта), так и сочинённые специально для концерта вещи: Opening и AERO, исполненную с дуэтом Safri Duo. В течение всего концерта маэстро произносил фразы в духе северного фольклора (всё же Дания - северная страна), и основной упор главным образом делался на слово «ветер».

Как и в 1988 году, в Лондонских Доках, пошёл дождь. Впрочем, шёл он не с начала концерта, да и команда, учтя уроки Докленда, что называется, подстраховалась, так что концерт прошёл успешно. Ну а подробней о концерте расскажет мой соавтор. Слово Екатерине:

Внимание-внимание, наш Жарр-Экспресс едет в Данию, на Ольборгское месторождение ветряных турбин! Жан-Мишель Жарр хочет продвигать возобновляемые источники энергии (ну, его хлебом не корми - дай только в экологию внедриться), и с этой целью он выбирает ветряные электростанции в Дании, которая является одной из стран-пионеров в этой области. Постановка в значительной степени повторяет образы концерта на Окинаве (а я-то думала, чёй-то знакомые всё визуалы...), а также воспоминания о ветре и идеях, которые Жан-Мишель произносит по-английски в микрофон своей гарнитуры. Вместе с самим Жарром на концерте жаррили датский дуэт перкуссионистов Safri Duo и товарищ Франсис Римбер. Правда, на самом интересном месте, а на каком - узнаете чуть позже, начал лить дождь... Впрочем, Жарра в этой жизни, особенно после Доклэнда, уже ничем не напугаешь, а уж ливнем - и подавно... Плейлист концерта выглядит следующим образом :
1. Aero Opening
2. Oxygène 4
3. Chronologie 6
4. Oxygène 2 (Intro à la flûte électronique)
5. Equinoxe 4
6. Les Chants magnétiques 2 (sans solo final)
7. Millions of Stars (avec de nouvelles paroles)
8. Equinoxe 7
9. Les Chants magnétiques 1
10. Oxygène 8
11. Souvenir de Chine (Intro à la flûte électronique)
12. Light My Sky (reprise de “Tout est bleu”)
13. Oxygène 12
14. Rendez-Vous 2 (interprété à la guitare plutôt qu’à la harpe Laser)
15. Aero (inédit, en duo avec Safri Duo)
16. Rendez-Vous 4 (avec Safri Duo)
17. Oxygène 13

И опять, уже в который раз, мне везёт: все композиции на месте. Датское телевидение не подвело в этом плане. А теперь, дети, внимание: разбор концерта...

Aero Opening. Жарр был бы не Жарр, если бы обошёлся без обратного отсчёта перед началом действа... И пошла у них с Франсисом знатная жарровня... А Франсис, между прочим, нехило так шпарит в перкуссии...
Oxygène 4. Интересно, а на кой Жарру в 4-м Кислороде колокол, а? Каких он там Кислородных духов вызывает на базу? Да и Франсис – сама невозмутимость... Впрочем, как всегда... И знакомая нам всем Кислородная Черепушка тут как тут, позади ребят...
Chronologie 6. Тут Жарр по каким-то причинам симулировал звуки аккордеона прям на синтезаторе... Почему это он поступил именно так, а? Лень было доставать аккордеон из карманов, что ли?
Oxygène 2 (Intro à la flûte électronique). Ооооо, дайте мне срочно по башке... Ибо интро ко второму Кислороду ЖанМиш продудел на своей электронной флейте, а я как полосатый слон из мультика - при этих звуках теряю волю, хе-хе... А пока они с Франсисом наяривали второй Кислород, на заднем фоне мелькали слова, так или иначе связанные с ветром...
Equinoxe 4. И какая же Equinoxe 4 - и без наших любимых и родных Наблюдателей, а? Ну, и ещё тут кое-какие непонятные глазюки в довесок... Не-а, Наблюдатели всё-таки нам ближе... Уже сколько лет мы с ними рука об руку, плечо к плечу...
Les Chants Magnétiques 2 (sans solo final). И вмиг все датские поля стали магнитными... Хе-хе-хе... Уж поверьте-то мне, старушке Лексевнюшке... Не каждый сможет написать хит, под который одинаково активно будут и зрители хлопать, и ветряные мельницы крутиться... А Жарр могЁт...

Millions of Stars (avec de nouvelles paroles). Честно говоря, я не стала разбираться, что там за новые слова - я и в первоначальной версии нифига ничего не поняла... Но если бы я была на том концерте... Вот ей-богу, я бы Жарра зацеловала всего... Такой уж тут ЖанМиш лапушка... Ну, и Франсиса заодно, чтобы не обидно было, Франсис тоже ведь не лыком шит...
Equinoxe 7. Если я узнаю, что Жаррова улыбка если и не лечит какие-нибудь болячки, то хотя бы немного их утихомиривает... Я и не удивлюсь. Вот бывает, что не в духе, а посмотришь на этого улыбашу - и так хочется жить... А уж его музыка - так это вообще эликсир для всего и сразу... Вот и мне, и зрителям захотелось под эту композицию так зажечь, так зажечь...
Les Chants Magnétiques 1. На сцене - Жарр и его волшебный терменвокс! И прочие волшебные инструменты... Да и наш волшебный Жарр с не менее волшебным Франсисом волшебно нажаррили волшебные Магнитные Поля... Не, ну а чем не магия? Ведь не каждый сможет сыграть на терменвоксе, а уж тем более так, как это умеет Жарр...
Oxygène 8. Бульк-бульк-бульк, и забулькал у Жарра восьмой Кислород... Вот уж воистину всемирный хит, вот уж воистину мелодия всех времён и народов... Зрители так и норовили пуститься в пляс...
Souvenir de Chine (Intro à la flûte électronique). О Божеее, и тут Жарр интро надудел на электронной флейте... Караул... Я бы ему за это своё сердце прямо бы и отдала, прямо на месте... Не говоря уж о том, что я «Китайский сувенир» обожаю чуть ли не до дрожи в коленках... Симфонический оркестр здесь - это отдельная история...
Light My Sky (reprise de “Tout Est Bleu”). Легким движением руки Tout Est Bleu превращается... Tout Est Bleu превращается... Tout Est Bleu превращается в Light My Sky. Но от перемены названия обаяние Жаррова голоса ничуть не уменьшается... Более того, слыша голос Жарра, даже пропущенный сквозь вокодер, тут же хочется крепко и сильно обнять его... И попросить его говорить, и неважно, о чём, главное - слышать его чудесный нежный голос...
Oxygène 12. И двенадцатый Кислород от небольшой добавки не особо-то характерных для него звуков ничуть не испортился, напротив, это было до безумия прекрасно. И да... Без того самого «Круга жизни» здесь также не обошлось...
Rendez-Vous 2 (interprété à la guitare plutôt qu’à la Harpe Laser). И тут, откуда ни возьмись - дождь, ёлки-палки!!! Правда, после Доклэнда ЖанМиша сыростью не напугаешь... Равно уж как и поиском нестандартных решений... Вот и решили сберечь лазерную арфу - ну не под ливнем на ней играть! И взял ЖанМиш на партии арфы в лапки гитару и давай нажарривать-наярривать... А что? У гитары ж тоже струны есть, и тем более, ЖанМиш в молодости на гитаре бренчал, так что руки у него к этому привычны... А уж нам к хорам под проливным дождём на Жарровых концертах и не привыкать....
Aero (inédit, en duo avec Safri Duo). Жарра хлебом не корми - дай только раздобыть какой-нибудь необычный звук... Вот и позвал он перкуссионный дуэт Safri Duo, и те не только виртуозно стучали по барабанам, но и по всяким ксилофонам и прочим звякалкам-бряцалкам, и даже изображали шум дождя... При том, что и так шёл дождь... Для усиления эффекта, что ли? В то же самое время ЖанМиш и Франсис невозмутимо жаррили на своих синтезаторах, и всё это опять же на фоне голосящего хора... Как тебе такое, Илон Маск?
Rendez-Vous 4 (avec Safri Duo). И опять весь этот квартет тааак нажарривает-наярривает, что складывается ощущение: ещё немного, и они взлетят и воспарят над зрителями прямо вместе со сценой и всей аппаратурой... Хор для создания Рандевушной атмосферы также прилагается к комплекту.
Oxygène 13. Уже второй раз Жарр финалит концерт тринадцатым Кислородом: первый раз был в Москве в 97-м. Кого-кого, а меня штырило не только от обстановки, которая по ощущениям напоминала обстановку московского концерта (хотя даже и не знаю, переплюнет ли Жарр свой же московский рекорд али как), и не только от самой композиции как таковой... Жаррова добрая и нежная улыбка растопила моё и так расплавленное от его творчества сердечко, а когда ЖанМиш в конце послал зрителям воздушные поцелуи и сказал: «Скоро увидимся. Я люблю вас» – всё, no comments... Ну что ж, ребятки, хоть в техническом плане писать обзор на сей концерт мне было не особо-то и легко - шутка ли, хронометраж у концерта почти два часа, а в дальнейшем будет ещё веселей – сам концерт меня оставил чуть ли не в состоянии блаженного кайфа... Даже дождь нифига ничего не испортил, нас после Доклэнда даже метелью не напугаешь... Жарр и её вплетёт в полотно концерта, да ещё и всё устроит так, будто так и должно было быть, будто он специально заказал себе на концерт метель...

Ну а завершил 2002-й год маэстро альбомом «джазовых нестандартов» - Sessions 2000, ставший последним альбомом маэстро, выпущенном на лейбле Disques Dreyfus (из возможных двух о которых говорил маэстро Дрейфус), ну и в некотором смысле выпущен был в угоду месье Дрейфусу, который имел слабость к джазу, но «Сессии» он упорно не хотел издавать, так как предпочитал более классический джаз, но... Ситуация была такова, что ему пришлось-таки, «скрипя зубами», издать Sessions 2000, и, надо сказать, вполне себе достойный альбом выпустил маэстро.

- Давно известно, что поклонники классического джаза воспринимают подобные "эксперименты" в штыки, но ведь и поклонники оного автора тоже не особо ждут от него джаза, ведь он же всё-таки электронный композитор, прославившийся своими концептуальными инструментальными альбомами (выдержка из статьи «Джазовые нестандарты» с канала «Хроники Сент-Элиаса».2019 год).

Однако, сказать, что это был первый джазовый опыт маэстро, всё же нельзя. В 1978 и 1986 годах уже были джазовые опусы, названия которых вы все прекрасно знаете. Ну и вот теперь джаз представлен в полном объёме.

Этим альбомом Жан-Мишель Жарр отдает дань уважения стилю музыки, который ему особенно нравится: джазу. Ноты фортепиано смешиваются с саксофоном под аккомпанемент контрабаса, но эти звуки — лишь плод синтезаторов...

Сложно не согласится с мнением автора опуса. Вот например в треке March 23 кажется, что звучит труба (привет Сэчмо), но… Хоть это считается одним из сильнейших треков альбома, но партии трубы сыграны на электрофлейте, а в треке September 14 явно демонстрируется тяга к фортепианному джазу (а это уже привет Эллингтону).

От автора.

Когда я впервые о нём узнал (январь 2003 года), то продавец-консультант мне его описал, как «странный». В некотором смысле слова неудивительно, ведь все же привыкли к альбомам а-ля Oxygene и Equinoxe, а тут джаз, а точнее, электро-джаз, поэтому вполне вероятно, что альбом могли просто воспринять в штыки как поклонники классического творчества маэстро Жарра, так и поклонники классического джаза. Впрочем, в плане качества звука альбом вполне себе безупречен. Слово Екатерине:

Обложка альбома очень упрощена. Этот альбом, выпущенный без какой-либо рекламы, имел очень небольшой успех. Sessions 2000 - действительно последний студийный альбом Жарра, выпущенный на лейбле Francis Dreyfus Music после ссоры между артистом и руководителем звукозаписывающей компании, Франсисом Дрейфусом. Разругались Жарр и Дрейфус на фоне того, что ЖанМиш хотел пойти другим путём, хотел попробовать что-то новое в плане музыки и технологий, а старик Дрейфус так упёрся рогом, что в итоге обиделся на ЖанМиша и в дальнейшем разговаривал с ним только через адвоката. Дрейфус сказал Жарру, мол, ты мне ещё два альбома должен, и Жарр в итоге выдал ему два альбома - Experimental 2001 (от которого в Интернете лишь обложка да информация, и всё), и тот самый Sessions 2000, который Жарр намеренно записал в джазовом стиле, дабы хоть как-нибудь умаслить старика Дрейфуса - ведь тот очень увлекался джазом. Как Дрейфус ни дулся и ни злился, но Sessions 2000 ему всё-таки пришлось выпустить на своём лейбле. А присутствуй старик Дрейфус на египетском концерте, на котором его не было по семейным обстоятельствам, и возымей альбом Metamorphoses больший успех - кто знает, как бы всё обернулось в дальнейшем. К великому счастью, в 2010-м Жарр и Дрейфус помирились, а, к великому сожалению, позже старик Дрейфус покинет этот мир. Хорошо, что не в обиде на ЖанМиша.

Треклист сего альбома состоит из 6 треков, которые в общей сложности звучат 42 минуты и 50 секунд. Здесь Жарр несколько вернулся к своему обычному формату, состоящий из шести преимущественно длинных, инструментальных композиций (как, например, в Oxygene), хотя на этот раз есть короткие паузы между треками, а названия каждого треков соответствуют числу и месяцу года (предположительно в 2000 году, исходя из названия альбома), вместо того, чтобы называть треки как «parts» (части).
Впрочем, не будем слишком париться с названиями, а попросту возьмёмся изучать и этот альбом...

January 24. То ли треск метели, то ли треск горящих поленьев в камине, то ли всё сразу... И кажется, что тут искусно смешаны фортепиано и контрабас... Хотя мы-то догадываемся, что ЖанМиш и Франсис всё это дело стряпали чисто на синтезаторах... Создаётся впечатление, что кто-то скрылся от суровой январской метели в тёплом доме, где вовсю пылает камин, и о чём-то зимнесекретном перешёптывается...

March 23. Она в дальнейшем, на польском концерте, превратится в «Space of Freedom» («Пространство свободы»). Интересно, а кто это почти под конец возвышенного ритма, под который так и хочется пробежаться по чистому полю, так невозмутимо посвистел? Наш невозмутимый Франсис? Или сам ЖанМиш? Отчасти небольшой спойлер к польскому концерту: как оказывается, ЖанМиш партию трубы сыграл на электронной флейте... Хотя Сент-Элиас, как он мне сам признался, думал, что Жарр реально использовал там трубу. Впрочем, зная нашего ЖанМиша, мы думаем, что он когда-нибудь и до настоящей трубы додудится...

May 1. Складывается такое ощущение, будто наши ЖанМиш и Франсис не в студии записываются, а вышли погулять по майской природе... И словили неимоверный кайф от свежего ветра, что несёт не только запахи и звуки весны, но и напоминание о том, что скоро лето...

June 21. Это что тут - собаки гавкают или лягушки квакают? По крайней мере, звуки мелодии напоминают и то и другое, хотя я больше склоняюсь ко второму... Отчасти мелодия чуть-чуть похожа на March 23... Вот вам и лето, ребятки...

September 14. А ну-ка, ЖанМиш, Франсис... Признавайтесь, это вы шляетесь по осеннему парку с синтезаторами и устраиваете тут мощный и шумный вихрь из сентябрьских листьев? И кто это из вас там бормочет в вокодер? Не ЖанМиш ли часом?

December 17. Эта композиция чем-то напоминает сильную и почти что невесомую декабрьскую метель, под которую можно запросто заснуть чуть ли не сном младенца... По крайней мере, у меня под неё приключилась небольшая и приятная дрёма, не говоря уж о том, что мне на минутку показалось, будто я воспарила... Впрочем, не удивляйтесь - такое у меня вот видение этой композиции, се ля ви... Ну что ж, и этот альбом у Жарра вышел вполне себе слушабельным и интересным, как и в прошлые разы. И джазисты из Жарра и Римбера вышли бы отличные... Только вот почему старик Дрейфус, безбожно увлекавшийся джазом, воспринял альбом в штыки, я не пойму... Я бы на его месте за такое Жарру простила бы всё, даже нарочно съеденный у меня бутерброд с сыром... Впрочем, куда уж молодой девчонке, даже с глубинными познаниями в психологии, понять упрямого руководителя звукозаписывающей компании и не менее упрямого мультиинструменталиста-электронщика...

Таким было завершение «золотого периода» творчества маэстро.