Этот человек прожил удивительно долго. Он успел родиться в сентябре 1917 года еще в той России, где его отец владел большим московским магазином, успел запомнить в 1924 году Ленина в гробу, пожить при Сталине, Хрущеве, Брежневе, уехать из страны, громко хлопнув дверью, вернуться в конце перестройки, работать при Ельцине и при Путине и уйти в мир иной уже в наши дни, увидев события непростого 2014 года.
Имя его вы, конечно, знаете. Это актер и режиссер Юрий Любимов.
Его прославили спектакли в театре на Таганке в 1960-1970-е годы. Люди были готовы стоять километровые очереди, чтобы купить заветный билет. Именно Любимов смог поставить «Гамлета», «Бориса Годунова», «Павших и живых». Он раскрыл театральный талант Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина, Леонида Филатова, Николая Губенко, Бориса Хмельницкого, Аллы Демидовой. Но он же в конце жизни запретил проводить гражданскую панихиду во время своих похорон в этом театре. Его отношения с Таганкой и с актёрами, которых он вырастил, оказались глубоко трагичными.
Кем же был этот человек? И не отражает ли его судьба судьбу части советской интеллигенции, которая вступила в оппозицию власти?
Талант режиссера
Юрий Любимов долго оставался на вторых ролях. Играл в театре, снимался в известных фильмах (в тех же «Кубанских казаках» Пырьева), но известности не приобрел. Иногда ему казалось, что в его гениальность верит только его гражданская жена - знаменитая актриса Людмила Целиковская. Именно она не давала Любимову опускать руки.
В 1963 году вместе со студентами Щуки он поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Брехта. Спектакль имел огромный успех, именно занятые в нем актеры и составили труппу преобразованного в 1964 году «Театра драмы и комедии на Таганке».
И Любимов стал ставить другие спектакли. Они были очень современными, рассказывали о человеке, его достоинстве, праве на свободу. Часто его актеры даже не носили одежды того времени, например, король в "Гамлете" ходил по сцене в обычном вязаном свитере.
Диссидент
Любимов был деспотичен, но делал своих актеров настоящими звездами. А воевал в первую очередь с чиновниками из Министерства культуры, которые относились к его спектаклям с подозрением, видя в них крамолу.
Среди друзей Любимов не скрывал своих антисоветских взглядов. Его родителей репрессировали в сталинские годы, сам он считал, что власти в СССР не правы в том, что огородились от всего мира железным занавесом и грозят ему ракетами.
Как и многие советские интеллигенты из творческой среды, он считал западную культуру образцом для подражания и полагал, что сближение с западным миром пойдет его стране на пользу.
Тогда была популярна теория конвергенции (ее, в частности, придерживался академик А. Сахаров). Согласно этой теории нужно взять лучшее от социалистического общества и лучшее от капитализма и завершить «холодную войну».
А спектакли Любимова тогда воспринимались как глоток чистого воздуха в мире советского официоза. Он сам мечтал о западном рае и воплощал эту мечту в своем творчестве. И люди верили ему.
Роковое интервью
В своем театре Любимов выстроил отношения сложные, чем-то напоминающие семью. При этом он был безусловный глава этой семьи, деспот, гений и благодетель, а актеры были у него детьми. Часто непослушными, злоупотребляющими крепкими напитками, но талантливыми, нуждающимися в нем.
Поэтому он в середине 1970-х годов распорядился написать большими буквами на доске объявлений театра следующее:
«Кто выпьет с Высоцким, уволю!»
Говорят, актеры воспринимали этот приказ на полном серьезе, поэтому не рисковали садиться за стол с Владимиром Семеновичем.
Раннюю смерть Высоцкого Любимов воспринял как личное горе. Он поставил спектакль его памяти, который власти тоже были готовы запретить.
В итоге устав от постоянного стресса, Любимов в 1982 году улетел в Англию, где должен был поставить «Преступление и наказание» Достоевского. И там же в Лондоне по совету своей молодой жены венгерки Каталин Кунц он дал интервью газете «Times», в котором жестоко отзывался о советском чиновничестве и цензуре и даже говорил нелицеприятные вещи о властях СССР.
Но на посту генсека тогда был Юрий Андропов, который покровительствовал Любимову. После интервью никакой реакции властей не последовало. Любимов благополучно ездил по европейским театрам и ставил там спектакли.
Но в 1984 году Андропов скоропостижно умер, и новый генсек Черненко лишил Любимова гражданства, с работы в театре его уволили за «систематическое отсутствие», имя из афиш убрали, часть спектаклей запретили.
А на пост художественного руководителя Таганки назначили талантливого режиссера Анатолия Эфроса.
Месть взрослых детей
Но что тут началось в театре! Актеры отказывались работать с Эфросом. Срывали спектакли, портили его верхнюю одежду, писали гадости, желали ему всяческих зол, интриговали.
И Эфрос буквально не смог справиться с этими обезумевшими «детьми» Любимова. В итоге у него случился сердечный приступ, и он умер в 1987 году в возрасте 61 года.
А Любимов благополучно жил и работал за границей. В Европе его буквально носили на руках.
При этом известие о лишении гражданства он воспринял болезненно, прокомментировал его так:
«Я как был русским, так и остался. Совсем распоясались после смерти Андропова. „В России нет Закона, есть столб, а на столбе корона (А.С. Пушкин). Вот и закончилась двадцатилетняя борьба с обалдевшим советским правительством».
В итоге Израиль предоставил ему гражданство.
Триумфальное возвращение
Любимов вернулся в Москву как победитель в 1989 году. В стране гремела перестройка. Ему вернули и гражданство, и театр. Актеры встретили своего Мастера как бога. Даже его кабинет оказался нетронутым, и Любимов с головой ушел в работу.
Но страна слишком быстро менялась, и немолодой режиссер уже не успевал за этими изменениями.
Приватизация Таганки
Пожив за границей, Любимов увидел в западных театрах много интересного для себя. В первую очередь ему импонировало то, что актеры работают с режиссерами по договору, в котором строго прописаны всех их права и обязанности. Такую же систему он решил внедрить в новой России.
Тем более что время наступило особенное, 1992 год, приватизация всей страны.
Вот и решил Любимов приватизировать свое детище – Театр на Таганке, став его владельцем. И, правда, ведь раньше театром владело нeнавистное советское государство, которое ставило ему препоны на каждом шагу, а теперь хозяином станет он.
Но Карабаса Барабаса из Любимова не получилось.
Почему?
Актеры возмутились, поняв, что большинство из них после такой приватизации окажутся на улице.
И начался в театре самый настоящий бунт. Актёры, не согласные с Любимовым, обратились за помощью к бывшему министру культуры и их коллеге режиссеру Николаю Губенко. Тот встал на их сторону. Вместе с ним оказался Леонид Филатов, а вот Валерий Золотухин долго метался и после всех мучений примкнул к группе Любимова.
Состоялось собрание, на котором Губенко прямо в глаза назвал Любимова лжецом, тот возмущался, называя актером, не согласных с ним, детьми-предателями.
Театр разделили на две части, при этом прошло 26 судов, на которых творческая братия рассказывала все, что думает друг о друге. Два театра не могли ужиться друг с другом. Постоянно спорили, кто будет платить за свет и воду, не пускали актеров враждебной стороны в "свои" туалеты, срывали афиши и постановки, воровали реквизит и прочее.
Их борьба стала настоящим спектаклем, который длился долгие десятилетия.
Но вот одно «но».
Таганка во время всех этих склок потеряла себя. Зрители перестали массово ходить на спектакли Любимова. Он оказался им уже не интересен.
Театр в России в те смутные годы вообще потерял свою суть и в значительной степени опошлился. Одни режиссёры ставили пустые комедии, другие легкие пьесы-мылодрамки, третьи вообще выпускали на сцену полуголых артистов.
Любимов не мог этого не замечать, но и сделать уже ничего не мог.
Он ушел из Таганки в 2011 году в возрасте 95 лет, но ушел не по собственному желанию, а из-за скȃндала. Актеры заявили, что Любимов отказался выплатить им гонорар за гастроли. Действительно, жена Любимова, отвечающая за его финансовые вопросы, не хотела этого делать. В итоге режиссер обиделся, снова осудил своих непутевых «детей» и громко ушел из театра.
Вот такая судьба. Получилось, что Любимов, как и многие советские режиссёры-диссиденты, пережил свою славу. По иронии судьбы именно советская власть помогла ему стать театральной звездой, построила новый театр, финансировала его постановки, но после разрушения нелюбимой им страны он уже не смог повторить прошлого успеха.
Спасибо, что дочитали. О судьбе другого известного артиста.