Найти тему
Помогатель

Теория Пиаже и этапы когнитивного развития ребенка 🧩📈

На фото Жан Пиаже в процессе своих научных исследований и экспериментов
На фото Жан Пиаже в процессе своих научных исследований и экспериментов

Жан Пиаже родился в совершенно другом мире, чем тот, в котором мы живем сегодня. В то время, когда он начал свою работу в начале 20-го века, было широко распространено мнение, что дети были просто маленькими взрослыми. Основное мышление того времени заключалось в том, что мышление детей следует той же схеме, что и взрослые.

Сегодня мы знаем, что это не так. И это во многом благодаря Жану Пиаже, швейцарскому психологу развития. Теория Жана Пиаже оказала большое влияние на то, как мы понимаем развитие детей и способы их обучения.

Современное психологическое мышление вывело за рамки того, что предложила Пиаже, но оно по-прежнему имеет отношение к тому, как мы подходим к обучению и развитию детей.

Что такое теория Пиаже?

Теория, опубликованная в 1936 году, разработанная Пиаже, была довольно революционной для того времени.

В самом основном теория признает, что интеллект ребенка развивается поэтапно. Эти этапы универсальны для всех детей и всегда происходят в одном порядке.

Как психологический конструктивист, Пиаже интересовался не только развитием и обучением ребенка. Его также интересовало, как они строят свое понимание мира.

Пиаже считал, что дети всегда размышляют о своем опыте, чтобы получить новые знания. Более того, он считал, что различные этапы его теории фактически были лестницами или строительными блоками. По словам Пиаже, поскольку дети имеют разный опыт, они опираются на предварительные знания, и их идеи развиваются.

Три компонента теории когнитивного развития Пиаже

Теория, сформулированная Пиаже, состоит из трех различных компонентов:

  • Схемы
  • Три процесса адаптации
  • Четыре стадии когнитивного развития

Каждый из них помогает объяснить когнитивное развитие детей и то, как они строят свое понимание мира.

-2

Схемы

Схемы состоят из блоков. Они обеспечивают структуру, с помощью которой мы можем понять и интерпретировать мир и опыт, который у нас есть. У нас могут быть схемы, связанные с объектами, людьми, событиями, социальными ситуациями и даже самими собой.

Пиаже считал, что схемы важны в процессе когнитивного развития. Поскольку у детей есть опыт, они разрабатывают схему, чтобы объяснить его и организовать в своем мозге. Чем больше опыта, тем сложнее и многочисленнее становятся их схемы. Но также они используют новый опыт для адаптации и изменения существующих схем.

Поскольку схемы основаны на опыте, схема младенца будет сильно отличаться от схемы 10-летнего ребенка. Со временем дети устанавливают связи между своими схемами, в конечном итоге формируя то, как они смотрят на мир.

Примеры схемы

Рассмотрим такое событие как первый день рождения вашего ребенка. Дети не знают, что это такое, не знают про традицию дарить и получать подарки. В первый раз это будет для них непонятно. Затем они пойдут на другие дни рождения и начнут собирать все воедино. Их схема начнет строиться так, чтобы если они знают, что у друга день рождения, им нужно купить подарок, чтобы подарить его.

А как насчет всего того времени, которое вы проводите, обучая своего ребенка тому, что корова говорит "му"? Они видят лошадь и начинают "мукать", потому что лошадь соответствует их схеме того, как выглядит корова. Затем они начинают организовывать свою схему различных животных, чтобы они могли различать лошадь и корову, овцу и собаку.

Процесс адаптации

Пиаже утверждал, что когнитивное и интеллектуальное развитие происходит через процесс адаптации. То есть, дети учатся, приспосабливаясь к миру. Они делают это посредством ассимиляции, размещения и уравновешения.

Ассимиляция

Ассимиляция - это когда ребенок применяет существующую схему к новому опыту или объекту. Например, в случае путаницы между лошадью и коровой. Ребенок знает, что коровы пушистые, они стоят на четырех ногах и живут на фермах. Они видят лошадь, и она отвечает всем требованиям.

Ребенок понимает, что он видит, организуя это в уже существующей категории или схеме в своем мозгу.

Проживание

Если существующая схема не соответствует ситуации или опыту, ребенок должен использовать другой подход. Это называется размещением. Например, они могут увидеть курицу на ферме. Она намного меньше, чем корова, и ходит только на двух ногах.

Им нужно изменить свою схему, чтобы объяснить это новое крылатое существо, покрытое перьями. Внезапно их схема животных расширяется.

Равновесие

Пиаже считал, что благодаря ассимиляции дети стараются навести порядок. Когда они могут использовать свои существующие схемы для организации новой информации, они находятся в равновесии.

Однако, когда новая информация не может быть организована в существующую схему, они оказываются в дисбалансе. По словам Пиаже, это чувство дисбаланса неприятно и неудобно, потому что люди, естественно, ищут порядок в своем мышлении.

Равновесие - это то, как дети продвигают свое развитие вперед, получая новые знания и опыт.

Например, чтобы в конечном итоге перейти к следующему этапу их развития, ребенок, который думал, что лошадь - это корова, должен будет принять эту информацию, чтобы скорректировать свою схему.

Равновесие - это, по сути, баланс между ассимиляцией и размещением.

Стадии когнитивного развития

Пиаже сгруппировал когнитивное развитие в четыре стадии. Эти этапы Пиаже похожи на шаги, каждый из которых строится на предыдущая, помогая детям строить свое понимание мира.

Четыре стадии:

  • сенсорно-моторная стадия: от рождения до 2 лет
  • дооперациональная стадия: возраст от 2 до 7 лет
  • стадия конкретных операций: возраст от 7 до 11 лет
  • стадия формальных операций: от 12 лет и старше

Сенсорно-моторная стадия

Многое происходит в течение первых двух лет жизни ребенка. Они растут, учатся, развиваются и открывают для себя каждый день. Пиаже заметил, что в этот период, младенцы используют свои чувства (прикосновение, зрение и звук) и движения, чтобы узнать о мире.

Может показаться, что они хотят положить все в рот - руки, игрушки, кошачий хвост - но это потому, что именно так они учатся.

Одной из ключевых вех на этом этапе является постоянство объекта. Это ключевой сдвиг в развитии, когда младенцы узнают, что объект все еще существует, даже если они его не видят. Если вы скроете игрушку от младенца, который понимает постоянство объекта (обычно в возрасте около 8 месяцев), он будет искать игрушку.

Дооперациональная стадия

На этом этапе развития поведение детей очень эгоцентрично. То есть, им трудно смотреть на вещи с точки зрения других людей.

Логика не является отличительной чертой этой стадии. Дети опираются на концепцию постоянства объекта и абстрактного мышления. У них может быть тенденция думать, что у их игрушек есть чувства.

Характерной чертой дооперациональной стадии является драматическая и творческая игра. Пиаже думал, что этот тип игры был очень полезен для детей на этом этапе. Через творческую игру дети могут участвовать в раннем метапознании, т.е. думать о мышлении.

Стадия конкретных операций

Логика выходит в сцену на стадии формальных операций, когда дети начинают организовывать свое мышление. Они становятся менее эгоцентричными и при этом осознают свои собственные уникальные мысли и чувства. И хотя на этом этапе развития дети уже имеют некоторую степень гибкости в своем мышлении, они все еще находят абстрактные концепции сложными.

На этом этапе дети могут понять концепцию сохранения. То есть объект может изменить внешний вид, но все равно останется прежним. Это связано с понятиями массы, веса и объема.

Есть две другие характеристики стадии конкретных операций. Первое - это обратимость - способность пересказывать опыт вне того порядка, в котором он произошел. Второе - это децентрация - способность рассматривать проблемы или ситуации с разных точек зрения.

Стадия формальных операций

Заключительный этап, который определил Пиаже, характеризуется абстрактным мышлением и способностью иметь дело с гипотетическими концепциями. Подростки на этой стадии развития думают более научно, и их способность применять логическое мышление работает гораздо более изощренно, чем на любом другом этапе.

Интересно, что Пиаже объяснил интеллектуальное развитие как качественное изменение. Дело не только в том, что ребенок на формальной операционной стадии знает больше, чем ребенок на другой стадии. Что отличается, так это то, как они воспринимают окружающий мир. По мере взросления детей, поступления детей в среднюю школу и вхождения во взрослую жизнь этот тип мышления позволяет им теоретически рассуждать о мире и систематизировать знания.


Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать, как управлять домом, детьми, отношениями, эмоциями и получать от всего этого удовольствие. Разделяй, читай и властвуй!

Ваш Помогатель.ру!

-3