Нет никаких сомнений в том, что Глеб Никитин выиграл на выборах губернатора Нижегородской области заслуженно. Но была интрига в том, какой будет явка и с каким преимуществом он победит.
Явка превысила 50 процентов. Для выборов регионального уровня это очень хорошо – на прошлых губернаторских выборах, в 2018 году, она была порядка 40 процентов. На явке сказались несколько факторов, в том числе и некая сплоченность общества в условиях сложной международной обстановки, присутствует эффект «осажденной крепости», и народ стремится быть вместе с властью.
Работы политтехнологов я в ходе этой кампании не заметил. Сегодня в одной из публикаций прозвучало утверждение, что в этот раз не были задействованы ни политтехнологи, ни журналисты. Могу подтвердить, как человек, который с 1993 года участвует в избирательных кампаниях – совершенно не заметно, что журналисты не привлекались. Я не видел газет ЛДПР, от КПРФ только листочек, и то, похоже, созданный своими силами.
У Глеба Никитина, несомненно, есть достижения – все нижегородцы о них знают. Но главное его преимущество состоит в том, что он самый мощный лоббист региона со времен губернаторства Бориса Немцова (1991-1996 годы). Немцов считался чуть ли не другом тогдашнего президента и делал для нашей области очень много, пользуясь своей приближенностью к «телу» главы государства.
Никитин ничуть не меньший, а, может быть, даже больший лоббист, чем Борис Немцов. Он был заместителем министра на федеральном уровне, и ему не надо стучаться в высокие кабинеты – он там свой, ему верят. Кому дать деньги? Непонятному человеку, который, возможно, все разворует, или Никитину? Конечно, Глебу, мы его все знаем, ему можно доверить, он ими грамотно распорядится. Все более-менее понимающие устройство государственных механизмов, видят в этом неоспоримое преимущество действующего губернатора.
На втором месте оказался Владислав Егоров, проведший не очень активную, скорее, дежурную кампанию – видимо, с позволения лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Егоров не выпрыгивал из штанов, и это сказалось на результате. Если на прошлых выборах он получил больше 16 процентов, то сейчас – меньше 10. Народ стал меньше поддерживать КПРФ, меньшую поддержку получил и ее кандидат.
Хоть мы с Егоровым нередко спорим, я к нему прекрасно отношусь, это лучший за последние 30 лет руководитель обкома Компартии. Он очень умный, интеллигентный человек, по образованию историк – мы в одни годы учились в университете. В нынешней ситуации он решил, что не стоит рвать жилы и изображать из себя оппозиционного политика.
Сегодня недовольная властью часть избирателей в меньшей степени склонна голосовать за КПРФ, чем раньше. В том числе и потому, что коммунисты уже не столь оппозиционны, какие-то тезисы партии власти они поддерживают.
Что касается результата ЛДПР, то это провал. В 2018 году было больше шести процентов, сейчас три. И дело не только в том, что Владислав Атмахов первый раз участвует в губернаторских выборах. Я не раз говорил, что ЛДПР после ухода Жириновского уже не поднимется. Она будет маргинальной, сравнимой по поддержке с Партией пенсионеров, возможно, даже развалится. И сейчас мы наблюдаем начало этого процесса.
Сергей Анисимов, политический обозреватель