Под одной из своих публикаций о горе я встретила комментарий человека, который злился на окружающих за их неспособность сочувствовать его потере. Этот комментарий обозначил тему нашего первого разговора.
С проявлением злости мы сталкиваемся достаточно часто в повседневной жизни. Но именно в период горевания злость и агрессия могут заметно усиливаться. Почему? Все дело в боли, которую испытывает человек. Длительная как физическая, так и душевная боль способна приводить в состоянии злости, которое может проявляться с разной интенсивностью: от раздражения до гнева и даже ярости. Обычно это состояние постепенно нарастает и, если человек не встречает поддержки и сопереживания, то боль становится невыносимой, а злость – плохо контролируемой, причем иногда – даже опасной как для самого человека, так и для окружающих.
Злость в период горя может быть направлена на врачей («не спасли»), на родственников («не уберегли») и друзей («не помогли»), на различные инстанции и органы власти («не выполнили свою работу»), на самого себя. Но в своей глубине злость произрастает из боли, а боль – из чувства беспомощности. Смерть как ничто другое сталкивает нас с собственной беспомощностью перед законами мира и перед ожиданиями от жизни. И человеку иногда требуется очень много времени, а его близким – очень много терпения для того, чтобы горюющий нашел в себе мужество услышать эту боль и принять ее, а также способы, которыми можно ее выразить.
Иногда для выражения боли надо с кем-то говорить, иногда – плакать, кричать, бить подушку; кому-то помогают физические нагрузки или творческая деятельность. Но что бы вы ни делали, важно понимать, что за злостью всегда стоит переживание того, что в мире есть нечто, что нельзя контролировать. И именно это так сильно злит.
Корень злости уходит в необходимость принимать мир таким, какой он есть. Но это принятие не означает безразличие. Скорее, оно ставит перед человеком вопрос о том, что он может сделать в своей жизни, несмотря на смерть. И этот выбор касается не только поступков, действий и решений, но также отношений, мировоззрения, смыслов и ценностей. И, конечно, сохранения памяти.
Принимать злость горюющего человека трудно; находиться рядом с ней каждый день может быть тяжело и даже страшно. Это – самый темный период горевания и самое трудное испытание для каждого, кто оказывается рядом с горюющим в этот период. Но если мы понимаем, что за злостью стоит не «зло», а «боль», то у переживающего утрату становится чуть больше шансов на ее исцеление.
Психолог Анастасия Баканова
Рубрика «Разговор с психологом» посвящена вопросам смерти и горевания. Ведущая рубрики - практикующий психолог, кандидат психологических наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена Анастасия Баканова. Вы можете отправить Анастасии свои вопросы и размышления на почту psychologist@p8memory.ru. Из ваших писем будут формироваться темы рубрики. Ведь часто бывает так, что один и тот же вопрос волнует многих, и поиск ответа на него поможет и другим людям лучше понять себя, преодолеть свои страхи, сформулировать свое отношение к важным аспектам жизни и смерти.
Еще больше материалов из рубрики "Бережная поддержка" на нашем сайте памятьбесконечна.рф