Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Узбекистане после трагедии с женщиной-почтальоном власти решили пересмотреть требования к безопасности лифтов. Однако это хорошее стремление в руках профильных чиновников, готовивших проект документа в данном направлении, снова грозит превратиться в коррупционную кормушку и предоставление привилегий отдельным игрокам на рынке.
По словам директора брокерской компании в сфере внешнеэкономической деятельности Дильшода Хорунова, проекта постановления правительства "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности населения при использовании продукции промышленной электротехники и усилению контроля качества этой продукции", приведет к снижению конкуренции и увеличению бюрократической волокиты для предпринимателей. При этом требования, которые приводятся в документе, фактически просто невозможно будет выполнить, что повлечет за собой увеличение коррупционных факторов, и только ухудшит безопасность лифтов.
Сам проект постановления приводится на узбекском языке. Эксперт перевел основные пункты документа на русский язык и прокомментировал, "мины" которые в них заложены.
1. Пункт 2 проекта:
"Установить такой порядок, согласно которому с 1 декабря 2023 года запрещается оформление под таможенный режим "выпуск для свободного обращения" без сертификата соответствия лифтов, эскалаторов, траволаторов, промышленных систем воздушного охлаждения и промышленных отопительных котлов при импорте".
Комментарий эксперта:
До недавнего времени сертификационные работы и таможенное оформление на вышеуказанное оборудование проводились следующим образом: импортер завозит, к примеру, лифт, подает согласно статье 269 Таможенного кодекса Узбекистана неполную грузовую таможенную декларацию в режим "Выпуск для свободного обращения" по процедуре условного выпуска согласно требованиям статьи 22 Таможенного кодекса.
После оформления условного выпуска импортер обязуется в течение 60 дней провести процедуру сертификации, и при этом во время данного периода времени на него возлагается обязательства по запрету на использование (эксплуатации) в любой форме, а также продажи или иного отчуждения лифта. После проведения сертификационных работ и получения сертификата соответствия, импортер подает полную таможенную декларацию в режим "Выпуск для свободного обращения", что означает, что после оформления полной таможенной декларации груз (в данном случае лифт) приобретает статус товара, находящегося в свободном обращении на таможенной территории.
В отношении лифтов действует технический регламент, утвержденный постановлением Кабинета министров № 801 от 16.10.2017г., где в пункте 47 указано: "Отбор образцов для определения показателей безопасности осуществляется с целью определения соответствия лифтов требованиям Технического регламента и производится согласно нормативным документам в области технического регулирования".
Межгосударственным стандартом утвержден ГОСТ 33984.2-2016 "Лифты. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений при сертификации. Правила отбора образцов". В данном ГОСТе в пункте 6.4. указано, что испытание лифта проводят у изготовителя или на объекте его установки. Лифты и прочие вышеуказанное оборудование является очень громоздким, в большинстве случаев прибывает в разобранном или частично разобранном виде.
Это значит, что для проведения сертификационных работ, подразумевающих испытание лифта, его в обязательном порядке необходимо вывезти с таможенного склада на объект установки, собрать его, установить и только после проводить какие-либо испытания с ответственными лицами органа сертификации. Соответственно, вводить в эксплуатацию лифт до проведения сертификационных работ и получения сертификата соответствия запрещено законодательно.
Возникает вопрос – каким образом проводить сертификационные работы по импортируемым лифтам без вывоза с таможенного склада, когда ГОСТом утвержден порядок, где испытания необходимо проводить на объекте установки лифта? Ответ очевиден – никак!
Проводить сертификационные испытания на объекте завода-изготовителя – этот вариант сразу отметаю в сторону, так как не каждый иностранный производитель разрешит проводить сторонним людям какие-либо испытания у себя на производстве. Да и зачем это, если ГОСТ позволяет проводить испытания на объекте его установки.
Даже если учесть последние события в Ташкенте, связанные с лифтами, где пострадали люди, и "за уши" притащить пункт 2 проекта как намерение по безопасности людей при эксплуатации лифтов, то почему в вышеуказанном запретном списке значится такое оборудование, как промышленная система воздушного охлаждения?! Учитывая климатические условия нашего региона, когда от промышленных систем воздушного охлаждения зависит работа целых отраслей экономики, вводить какие-либо запреты по импорту такого оборудования считаю нелепым и недальновидным решением!
Этим же проектом хотят внести изменения и дополнения в некоторые решения правительства Узбекистана.
2. Пункт 4 в положении "О порядке сертификации продукции", утвержденном постановлением Кабинета Министров от 6 июля 2004 года № 318:
а) пункт 17 дополнить абзацем третьим следующего содержания: "Заявки на получение сертификатов соответствия на электротехническую продукцию подаются отечественными и зарубежными производителями этой продукции и их официальными дилерами".
Комментарий эксперта:
Что это будет означать на практике – предприниматель завезет электротехническую продукцию из-за рубежа, при этом не являясь дилером данной продукции, а получить сертификат соответствия в Узбекистане он уже не сможет, потому что он и не дилер и не производитель. Как итог, предприниматель терпит непоправимые убытки (стоимость товара, транспортировка, затраты на хранение на таможенном складе) из-за того, что он не сможет оформить заявку на сертификацию. И я уверен, таких предпринимателей, кто завозит электротехническую продукцию, не являясь дилером производителя сотни, если не тысячи.
Статьей 12 действующего закона о конкуренции органам государственного управления и органам государственной власти на местах запрещается устанавливать иные дискриминационные или привилегированные условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
Статьей 22 закона о конкуренции (вступает в силу 04.10.2023г.) указано, что республиканским органам исполнительной власти и иным организациям, объединениям юридических лиц запрещается принимать акты и совершать действия (бездействие), приводящие к ограничению конкуренции на товарном или финансовом рынке и ущемлению прав и законных интересов потребителей.
Считаю, что предлагаемое Министерством горного дела и геологии Узбекистана вышеуказанное дополнение подпадает под действия закона о конкуренции, тем самым создает дискриминационное условие, ограничивая доступ на товарный рынок, ставя одного или нескольких хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом (в данном случае с дилерами производителя электротехнических товаров).
В недалеком прошлом, примерно 8-10 лет назад, я помню, как были узаконены тепличные условия для некоторых хозяйствующих субъектов – тех, кто занимался импортом сахара, и цена на рынке в те времена складывалась от аппетита этих хозяйствующих субъектов. Так вот, то, что предлагает Министерство горного дела и геологии – это все то же самое, что и было 8-10 лет назад, то есть нездоровая конкуренция и доминирующее положение отдельных хозяйствующих лиц на рынке сбыта электротехнической продукции.
В свою очередь, попрошу отреагировать на данный проект Антимонопольный комитет и Торгово-промышленную палату, а также Министерство юстиции, чтобы впредь такого рода проекты, которые наносят целой отрасли экономики непоправимый урон, не выставлялись на всеобщее обсуждение.