После начала СВО и усугубления санкционного противостояния торговля в России «вздрогнула» так, что это сказалась на ВВП страны. Потребители и продавцы взяли паузу, выбирая дальнейшую модель поведения, и, к счастью, их испуг продлился относительно недолго.
По итогам 2022 года макросектор оптовой и розничной торговли просел на 12,7%. Именно он внёс значительный вклад в прошлогоднее падение ВВП. Однако в текущем году торговый макросектор, как и остальные отрасли отечественной экономики, демонстрирует сильный восстановительный импульс.
Во II кв. 2023 года ВВП России увеличился на 4,9%. При этом темп роста торгового макросектора составил 11%. Розничная торговля выросла на 9%, а оптовая – на 12,5%.
Предпосылками для их восстановления стали рост потребительской активности, явившийся результатом ухода россиян от сберегательной модели поведения и увеличения их доходов.
Рис. 1. Картина восстановления потребительской активности в России. Источник: Сбербанк
Значимость улучшения ситуации в торговом макросекторе выходит за пределы чистой экономики.
В данной отрасли функционируют 1 564 тыс. ИП по всей стране (почти 40% от общего числа). Также в ней работают 827 тыс. организаций разных форм собственности.
По итогам II кв. 2023 года на работу в торговом макросекторе было принято 418 тыс. человек (16% от сотрудников по всем отраслям).
Как видно из приведенных цифр, торговый макросектор играет большую роль и в социальной сфере, обеспечивая массу рабочих мест и точку приложения сил для малого и среднего бизнеса.
Розничная торговля разгоняется
Оборот розничной торговли за 7 месяцев 2023 года составил 25,7 трлн руб. (+2,4% к прошлогоднему периоду). Однако в июле рост составил уже 10,5%, что указывает на ускорение восстановления отрасли.
Рис. 2. Динамика розничной торговли за январь-июль 2023 года. Источник: Росстат
Что касается структуры розничной торговли, то на пищевую продукцию (включая и напитки с табачными изделиями) приходится 47%, а доля непродовольственных товаров составляет оставшиеся 53%.
Топ-5 самых востребованных пищевых товарных групп (доля от общего объема продаж):
- мясо и мясопродукты – 7,6%;
- молочные продукты – 4,5%;
- кондитерские изделия – 3,7%;
- табачные изделия – 3%;
- хлеб и хлебобулочные изделия – 2,2%.
Самые востребованные непищевые товарные группы:
- бензин и дизтопливо – 7,6%;
- автомобили – 6%;
- одежда – 4,5%;
- лекарства – 4,4%;
- косметика и парфюмерия – 2,8%.
Важной тенденцией в розничной торговле является быстрое развитие онлайн-продаж.
В июле 2023 года продажи через интернет в годовом выражении выросли в 1,5 раза. В результате их доля составила 10,2% от общего оборота розничной торговли.
Оптовая торговля на подъёме
Оптовая торговля восстанавливается более быстрыми темпами, чем розничная. По итогам 7 месяцев 2023 года ее оборот составил 72,5 трлн руб. (+3,5 за год). А по итогам июля это увеличение составило 24%.
Рис. 3. Динамика оптовой торговли за январь-июль 2023 года. Источник: Росстат
Топ-3 самых крупных продуктовых групп в оптовой торговле (доля от общего оборота):
- топливные продукты – 27,9%;
- пищевые продукты – 22,8%;
- непродовольственные потребительские товары – 13,6%.
Позитивная динамика оптовой торговли (как и розничной) подтверждает реальный характер восстановительного импульса отечественной экономики весной-летом 2023 года.
Что касается дальнейших перспектив торгового макросектора в 2023 году, то потребительская активность будет сдерживаться ростом цен (в августе было +0.75 м/м, а в июле – 0,96%) и повышением ключевой ставки.
Однако накопленный весной-летом импульс позволит торговле выйти в плюс по итогам 2023 года – как и всей российской экономике.