1 сентября 2023 года мы с вами вступили в новую эру штрафов за любого рода непромаркированные рекламные размещения в социальных сетях, блогах, пабликах, сообществах и любых других интернет ресурсах.
Закон о маркировке рекламы вступил в силу год назад, но положения о штрафах за отсутствие маркировки на рекламном сообщении начнут прилетать только с 01.09.2023. В меру своих временных возможностей я изучила закон и новые положения, а также послушала несколько разъяснительных вебинаров с участием сотрудника Федеральной антимонопольной службы.
Казалось бы, после разъяснений сотрудника ФАС должен появиться хоть какой-то просвет на данную тему. Но, увы! Чуда не случилось…
Выписала для себя самое важное для понимания, поэтому поделюсь и с вами моим коротким конспектом позиции антимонопольной службы на тему маркировки.
Если в блоге, сообществе, канале принято единообразно периодически выкладывать ту или иную информацию, где владельцем этого сообщества или его подписчиками упоминаются те или иные услуги или товары в целях информирования, то такие публикации рекламой НЕ ПРИЗНАЮТСЯ.
Например, у вас в блоге периодически появляются рекомендации книг, которые вы прочитали, и вы рассказываете об этих никах, и даже где их купить и прикрепляете ссылки на магазин, где их можно купить, то это не реклама, если тематика вашего сообщества, например, книжный клуб, и вы делитесь в рамках книжной темы блога своими находками.
Цель таких публикаций - обмен впечатлениями, единообразность подтверждает отсутствие цели продать и получить материальную выгоду, данный ресурс выполняет роль т.н. «каталога».
Но если у вас, например, т.н. мамский блог, где основная тема - лайфстайл, семья, дети, то уже такая рекомендация товаров, скажем, с Wildberries должна быть промаркирована по всем требованиям закона, так как контролирующими органами это будет расценено как РЕКЛАМА.
Если размещение информации о чужих товаров не связано с тематикой блога, то такая информация подпадает под понятие рекламы, так как формирует интерес к чужеродному товару.
ВАЖНО: помним про тему сообщества, периодичность однотипных публикаций, единообразность и рубрикацию
- Если информация о товарах, услугах органично интегрирована в произведения науки или искусства, то такая информация признаваться рекламой НЕ БУДЕТ.
Тут позиция у ФАС такова, что если товар или услуга органично интегрирована, т.е. Является частью сюжетной линии, например, видеоролика, фильма, является частью городской обстановки и на таком товаре/услуге не делается акцент, не привлекая особое внимание к товару/услуге, то это НЕ РЕКЛАМА.
Например, вы ведете прямой эфир и вдруг решили выпить воды из рядом стоящей бутылки, на этикетке которой будет упоминание того или иного наименования бренда, то при сохранении и публикации такого эфира можно не переживать за отсутствие маркировки.
Вроде бы звучит все понятно, но при этом неоднозначное мнение озвучила сотрудник ФАС относительно статьи или поста, в котором, казалось бы, очень органично интегрировано упоминание товара/услуги, но при этом будет ли эта статья расценена как рекламная или нет - будет решаться в каждом конкретном случае.
Вот и первый вопрос, как теперь писать посты и статьи, чтобы не дай бог, не расценили их как реклама…
- Рассылка в мессенджерах и электронной почте РЕКЛАМОЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.
Тут у меня больше вопросики к законотворцам…
Как исходит из положений закона о рекламе, сообщения массовой рассылки в мессенджерах под требования о рекламе не подпадают, так как распространение таких сообщений будет по сетями электросвязи и только при наличии согласия на получения такого рода рассылки…
Только вот как быть с тем рекламным спамом, который я ежедневно получаю по электронной почте и в телеграмме, хотя своего согласия на подобного рода рассылки я явно не давала, вопрос…
- Закон о маркировке рекламы предполагает не только саму маркировку, т.е. указание обозначения «реклама» на всех видах креативов - баннере, посте, статье или публикации, но и передачу отчетности оператору рекламных данных. На каждый рекламный креатив формируется свой числовой идентификатор - токен. И если рекламный пост размещается в ленте профиля на постоянной основе, т.е. «на вечно», то в таком случае по такому рекламному посту необходимо будет отчитываться ежемесячно.
Не успел отчитаться - штраф.
Забыл отчитаться - тоже штраф.
Забил и не отчитался - штраф.
Как это будет работать - одному богу и сотрудникам федеральной антимонопольной службы известно.
- А теперь самое интересное. Если кто-то до сих пор считал, что ответственность за отсутствие маркировки на вашей рекламной публикации возможна только после 01.09.2023, то у меня для вас плохие новости.
Сам закон вступил в силу в прошлом году и по мнению контролирующих органов мы должны были начать маркировать нашу рекламу с 1 сентября 2022 г. Но если по какой-то причине мы с вами этого не сделали, то теперь у контролеров развязаны руки на выписывание нам штрафов, даже если мы опубликовали пост в прошлом году.
Но здесь есть спасительный нюанс - зафиксировать пост как архивный. Моя рекомендация - срочненько почистить свои социальные сети и либо удалить ранее опубликованные рекламные публикации, либо сделать на них обозначение - разместить слово «Архив», и скрестить пальцы, чтобы, как говорится, пронесло.
- Нельзяграм. Наш спасительный оазис.
По мнению сотрудника ФАС на него не распростроняется действие закона о рекламе, ввиду того, что публикации на данной зарубежной площадке понимаются контролерами как публикации за пределами Российской Федерации. И раз закон действует только на территории РФ, а нельзяграмм не работает на территории РФ, то и нарушения закона тут не будет. Фух, хотя бы тут можно выдохнуть.
Что ж, новости не утешительные…
Я все же остаюсь при своем мнении, что цель данного закона посильнее затянуть удавку на шее мелкого и среднего бизнеса, ведь рынок рекламы очень прибыльный для государства. Под пристальным наблюдением будут не только крупные блогеры-милионники, паблики и каналы, но и даже самые мелкие инфлюенсеры и владельцы мелких страничек на несколько подписчиков. Поэтому этот закон коснется каждого, рано или поздно.
И лучше заранее подстелить соломку.
Как максимум - изучить закон самостоятельно или обратиться к грамотному юристу за разъяснениями.
Как минимум - посмотреть два вебинара с сотрудником контролирующего органа, чтобы понимать, к чему готовиться.
Ссылки оставляю тут:
https://www.youtube.com/watch?v=RJF-sjG0Hzk
https://www.youtube.com/watch?v=zkHEupWze_8&t=6494s
P.S.: Интересно, а моя рекомендация посмотреть эфир с сотрудником ФАС тоже будет считаться рекламой?
#маркировкарекламы #маркировка #законорекламе #реклама