Найти тему
Мир Музея

Детские портреты из Петебрбурга в Русском музее

Секреты одного детского портрета

В 1825 году художник‑портретист Александр Григорьевич Варнек выполнил три портрета детей Алексея Романовича Томилова (1779 – 1848) — коллежского советника, коллекционера и теоретика искусства, члена Общества поощрения художников и мецената.

В его усадьбе Успенское Новоладожского уезда Петербургской губернии часто бывали многие известные художники того времени, в том числе и Варнек. Здесь он и написал портреты детей хозяина усадьбы, которые В. С. Турчин относит к числу лучших произведений художника.

С 1917 года картины находятся в собрании Русского музея. Речь в
настоящей заметке об одном из них — «Портрете А. А. Томиловой в детстве, с куклой».

На портрете Александра Алексеевна запечатлена в возрасте 10 лет. В. С. Турчин, обсуждая в своей монографии портреты детей А. Р. Томилова, обратил внимание на то, что «лица их полны какой‑то внутренней значительности, мечтательности и недетской силы духа».

Он пишет: «Это, конечно, не „маленькие взрослые“, какими видишь детей на портретах XVIII столетия, но истинные сверстники романтической эпохи, словно прислушивающиеся к тому новому, что приносило с собой быстро текущее время».

Предложу, в противовес искусствоведческой точке зрения, свою, более простую, версию того, почему в лицах детей А. А. Томилова нет детской непосредственности. Причина этого, на мой взгляд, может быть связана с тем, что в 1823 году, незадолго до того, как были написаны портреты детей, умерла в возрасте 38 лет их мать Варвара Андреевна Томилова, урождённая Мельгунова. Как говорится в одной из книг, посвящённой описанию жизни и творчества Кипренского, Варвара Андреевна, графический портрет которой художник выполнил в 1813 году, была доброй, мягкой и отличалась необычайной благожелательностью к людям. Не приходится сомневаться, что её дети без материнской ласки стали более самостоятельными и рано
повзрослели. Художник А. Г. Варнек, «тяготея к объективному изображению лица человека», запечатлел в результате детей Томиловых на своих портретах такими, какими он увидел их на самом деле в жизни, без прикрас. Потому‑то мы и видим эту «недетскую» строгость на лице модели воспроизведённого в данной заметке портрета А. А. Томиловой. Однако кроме этого секрета есть, по моему мнению, в данном портрете ещё один.

Вглядимся в большую куклу в руках Александры Томиловой, которую она как бы обнимает левой рукой, и вспомним лица обычных кукол, с которыми играют девочки. Исключая, быть может, куклу Барби, лица у них детские. А у куклы Саши Томиловой лицо взрослое. Да и полноватый подбородок вместе со складками на шее, и платье на кукле — совсем не детские. А чёрные волнистые волосы на голове куклы напоминают те кудри, которые Кипренский изобразил на портрете Варвары Андреевны — Сашиной мамы.

Есть такая версия: Алексей Романович обратился однажды к
знакомому скульптору, можно, к С. И. Гальбергу, бывавшему в доме Томиловых, с заказом — выполнить для младшей дочери куклу с лицом ее матери. Не потому ли изображённая на портрете Саша показывает указательным пальцем правой руки на лицо своей куклы? Она словно привлекает внимание к нему и, возможно, хочет сказать: «Смотрите — это моя мама».

В заключение замечу, что облик А. А. Шварц (урождённой Томиловой) запечатлел в начале 1840‑х на своем портрете, выполненном пастелью,
художник Н. И. Тихобразов, бывавший в усадьбе Успенское. Находится
данный портрет, как и портрет работы А. Г. Варнека, в собрании Русского музея.

Владимир Варнек «Секреты одного детского портрета» (Мир Музея. 2014. N 12. С.47.)
Институт неорганической химии Сибирского отделения РАН (Новосибирск).

#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2014 #одинэкспонат #ГРМ #настоящиеценностибудущего #знание