Найти тему
LiveLib

В погоне за Американской Мечтой

    В погоне за Американской Мечтой
В погоне за Американской Мечтой

Счастливая эта миссис Вэнс! Она молода, хороша и богата, во всяком случае, достаточно богата, чтобы ездить сюда в экипаже. Как это чудесно — быть богатым!

Давненько я поглядывала в сторону Драйзера, но почему-то каждый раз откладывала наше знакомство на неопределённое будущее, и вот наконец момент настал. Итог чтения меня крайне порадовал, думаю, ещё не раз обращусь к его творчеству. На самом деле примерно зная тематику его произведений, я ожидала чего-то более наставительного, категоричного, порицающего и с чёрно-белыми героями, но это как раз тот случай, когда мне было приятно ошибиться, ничего этого я в романе не нашла. А нашла сложные характеры, неоднозначных героев, разнообразные человеческие судьбы и настоящую панораму жизни больших американских городов (конкретно Чикаго и Нью-Йорка) на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.

Начинается история с того, что юная девушка по имени Кэрри приезжает в Чикаго к своей замужней сестре, чтобы вырваться из тоскливой деревенской рутины и устроиться в большом городе. Но реальность быстро щёлкает её по носу, без опыта и образования ей доступна только самая тяжёлая и низкооплачиваемая работу, причём а) которую ещё надо выпросить; б) с которой тебя за пропуск по болезни тут же попрут; в) и 90% заработка с которой ещё и нужно отдавать прижимистому сестриному мужу за ночлег и стол. А вокруг-то столько всего интересного и соблазнительного! В магазинах полно прекрасных нарядов, в театре идут всевозможные пьесы, рестораны манят вкусной едой и изысканным обществом. Можно, конечно, включить ханжу и порицать Кэрри за эти низменные поверхностные желания, но у меня такого желания не возникло, я прекрасно помню себя в те же 18 лет, как хотелось и гулять, и тряпок красивых, и вон ту помадку блескучую стоимостью в полстипендии, да и болтать на псевдофилософские темы в кафешках было гораздо приятнее, чем сидеть на парах. Что уж говорить о безрадостном монотонном физически тяжёлом труде пять дней в неделю с утра и до позднего вечера, ещё и практически за спасибо?.. И опять же она не сдалась тут же, но обстоятельства, нужда и скаредные родственники поставили её по сути на грань, выбор был или признать поражение и ехать в деревню, где тебе ничего не светит, или довериться привлекательному молодому мужчине, что клянётся в любви и верности.

Для меня её выбор очевиден, тут ещё есть шансы побарахтаться и получить от жизни хоть что-то. Вот кстати может ещё и поэтому мне Кэрри симпатична, она никогда не сдавалась и как та лягушка продолжала бить лапками, вне зависимости от обстоятельств, в которых очутилась, для меня же нет ничего хуже людей плывущих по течению и ожидающих у моря погоды, самый ненавистный для меня женский персонаж в мировой литературе это Ассоль, её поведение это прям мой личный триггер, я за деятельные натуры, пусть они и чаще ошибаются, но лучше так, чем никак. Так что за Кэрри я искренне переживала и желала ей успеха, которого она и добилась в итоге, воплотив по сути в жизнь ту самую пресловутую американскую мечту. Правда это не принесло ей счастья и удовлетворения и хотя Драйзера критиковали как раз за то, что он таким финалом подверг осуждению это стремление к успеху, я с этим не согласна, дело не в том, что подобное не может дать счастья, дело в том, что все люди разные и для счастья всем нужно разное. Кому-то признание и карьера, кому-то трое детей и дом полная чаша, кому-то личная свобода и возможность жить, ни перед кем не отчитываясь итд итп И зачастую мы сами не знаем, что именно нам нужно. Кэрри тому пример, вынужденная бОльшую часть своей жизни беспокоится о деньгах на хлеб насущный и крышу над головой, она думала, что возможность больше не беспокоиться об этом это и есть её счастье, но оказалось, она не так проста и когда призрак нищеты отступил, она это осознала. Что ж надеюсь, она найдёт то, что сможет принести ей спокойствие и удовлетворение, но боюсь, что как и многие творческие натуры она всю жизнь будет гнаться за чем-то недостижимым...

Что касается других персонажей романа, они мне показались попроще, но при этом всё также не однотонными. Ну вот не могу я на того же Друэ, который взял Кэрри в по сути содержанки в Чикаго, навесить ярлык дешёвеньких любовных романов коварный соблазнитель, он вообще на удивление довольно приятный малый, просто вот автор правильно назвал его мотыльком, я же вспоминала скорее стрекозу из известной басни, он идёт по жизни легко, не задумываясь толком о завтрашнем дне, он не имеет за душой никаких коварных планов или злых мыслей. Да, попадись ему кто-то более высокоморальный и по-настоящему в него влюблённый, а не Кэрри, он мог бы вот также с лёгкостью сломать ей жизнь, но тут они вполне стояли друг друга и ничего особо плохого друг другу не сделали, несмотря на казалось бы такие серьёзные проступки как соблазнение с одной стороны и измену с другой стороны. Не встречала ещё подобных взаимоотношений в классической литературе, что тоже для меня плюс, обычно ж там что ни любовь, так трагедия, здесь же более приближенно к реальной жизни, кмк.

Ну и последний о ком хотелось бы рассказать - это второй поклонник в жизни Кэрри - управляющий баром, мужчина средних лет, Герствуд. Имхо, но у меня сложилось впечатление, что он очень неудачно словил кризис среднего возраста, когда всё не то, всё не так и хочется чего-то большего и таким бОльшим ему представилась именно Кэрри, любовница хорошего его знакомого. Прекрасно понимая её статус, он поначалу хочет просто добиться её благосклонности, но постепенно увлечение принимает форму помешательства и вот, уже забив на всё, он рушит собственную жизнь, теряя семью (он на минуточку женат и с детьми), все сбережения, работу, статус, друзей и даже самоуважение, по сути обманом увозя Кэрри в Нью-Йорк, где он не мог предложить ни ей, ни себе абсолютно ничего. За таким бурным всплеском пришли апатия и сожаления, если поначалу он хотя бы пытался что-то построить заново, то чем дальше, тем больше он опускался и погружался на дно. Осуждаю ли я его? Да, естественно, головой надо думать, а не кое чем другим. Сочувствую ли я ему? И снова естественно да, он не совершил ничего такого, что бы я злорадно приговаривала, мол так тебе и надо, заслужил. Чисто по-человечески мне его жалко, хоть и виноват в своих бедах исключительно он сам. Осуждаю ли я Кэрри, что не захотела идти с ним вместе ко дну? Ни разу, сколько могла, столько она терпела, но свои мозги человеку не вставишь и за него жизнь не проживёшь, а быть вечной нянькой взрослому здоровому мужику - вот уж увольте.

Как можно понять по моей рецензии-простыне, роман меня зацепил, мне были действительно интересны герои и их судьбы, а их поступки вызывали у меня разнообразные эмоции. Понравился мне также и язык романа, приятный, но не замудрённый, читалось очень легко и в удовольствие. Ну и последний плюс это то, что рассказывая о перипетиях судьбы Кэрри и её мужчин, Драйзер сумел отлично нарисовать картину той эпохи, - жизнь в мегаполисах США в самом конце девятнадцатого века. Контраст яркой жизни с ресторанами, магазинами, нарядной публикой, прогуливающейся по Бродвею, лёгкими деньгами для везунчиков и любимчиков судьбы, и тут же жизни на грани нищеты с её бесплатными обедами от благотворительных организаций, дешёвыми ночлежками, забастовками рабочих, что готовы трудиться, не покладая рук, за жалкие гроши, на которые невозможно прокормить семью, дешёвая рабочая сила, набираемая из бесконечного потока эмигрантов, - вот она обратная сторона Страны Великих Возможностей. Нигде и никогда, видимо, не будет людям просто хорошо жить, всегда будут те, кому повезло, как Кэрри, что смогла таки выбиться в люди, и те, кто оказывается на самом дне жизни, как Герствуд.

И вечно она будет видеть впереди сияние великой радости, озаряющее отдаленные вершины жизни.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц