Найти тему
ИНОСМИ

На Украине "нарисовали" грандиозный бюджетный план. Но Запад не поможет

   © РИА Новости Стрингер
© РИА Новости Стрингер

Бюджет Украины на 2024 год установит рекорд дефицита, а все "невоенные расходы" Киева будут финансировать западные партнеры, сообщает "Экономическая правда". В условиях отсутствия статистики макроэкономический прогноз решили не составлять, но планируют, что госдолг перевалит отметку в 104% ВВП.

Какой будет экономика Украины в 2024-м году, откуда у государственной казны возьмутся деньги и с какими рисками связано наполнение бюджета?

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

"Абсолютно все элементы государственной работы должны быть настроены так, чтобы мы могли сами очертить время завершения конфликта", – так президент Владимир Зеленский прокомментировал разработанный правительством проект государственного бюджета на 2024 год.

Этот бюджет станет уже вторым, который правительство разрабатывает в условиях полномасштабного конфликта и третьей военной сметой государства. Как и в предыдущие два года, главный финансовый документ страны будет иметь один из рекордных дефицитов. Уже третий раз в истории все невоенные расходы Украины будут финансировать партнеры.

Несмотря на это в правительстве сумели заложить в государственную смету несколько интересных нововведений, в частности программы для поддержки развития военной экономики. Частично деньги на нее хотят забрать у местного самоуправления, которое в течение года попадало в скандалы вокруг своих закупок.

Накануне внесения правительством проекта закона "О государственном бюджете на 2024 год" ЭП ознакомилась с его содержанием и проанализировала основные моменты из "главного финансового документа страны".

Ключевые цифры бюджета 2024

Написанию закона "О государственном бюджете", как правило, предшествует составление макроэкономического прогноза. Он содержит основные характеристики состояния экономики, которые ожидает правительство и на основании которых министерство финансов рассчитывает все показатели будущей сметы: от минимальной зарплаты до суммы поступлений от акцизного налога.

Но в этом году минэкономики не разрабатывало макроэкономический прогноз. Как пояснили в ведомстве, это правительству позволяет законодательство. "Среди причин принятия этого решения следует отметить, в частности, высокую степень неопределенности в меняющихся условиях конфликта, отсутствие необходимой статистической информации, поскольку госстат приостановил публикацию определенного круга данных (например, показатели рынка труда) или публикует информацию с опозданием", – пояснили ЭП в минэкономики.

Несмотря на это, там предоставили минфину минимальный перечень данных, необходимых для составления бюджета на 2024 год. В частности, прогнозное значение ВВП, объемов экспорта, импорта, инфляции и курса доллара.

Прогнозы правительства и в мирные времена не отличались точностью – в последние годы они не совпадали с реальным курсом гривны относительно доллара, часто занижалась стоимость украинской валюты. Для рядовых граждан, получающих доходы в гривне, это хорошая новость, потому что они со временем стали обесцениваться не так сильно. Однако для государства здесь мало хорошего.

Из-за несовпадения реального курса доллара с прогнозируемым правительством, бюджет недополучает миллиарды гривен от налогов с импорта, а также при перерасчете международной помощи в бюджет.

Похоже, в правительстве это также поняли, поэтому бюджет на 2024 год рассчитывали по курсу 41,4 гривны за доллар – это на 1,2 гривны меньше, чем закладывали в бюджет 2023 года.

Больше, чем с курсом доллара, в прошлом году экономисты правительства ошиблись лишь с инфляцией. Тогда ожидалось, что ее уровень по итогам 2023 года достигнет 28%.

На самом же деле, по состоянию на август, годовая инфляция на Украине составляла 8,6%. В дальнейшем темпы роста цен будут замедляться, хотя и не так стремительно. Поэтому по итогам этого года разрыв между прошлогодним прогнозом инфляции и реальностью будет еще больше.

В 2024 году, по прогнозам правительства, цены вырастут на 10,8%, а в среднем годовая инфляция составит 13,8%. Ожидания правительства уже превышают текущие показатели инфляции, что ставит под угрозу выполнение доходной части бюджета.

Также, по прогнозам правительства, реальный ВВП в 2024 году вырастет на 5% (в этом году ожидают 2,8%), объемы экспорта увеличатся на 7,5%, а импорт наоборот сократится на 5,5%. Средняя зарплата в следующем году должна составить 21,85 тысячи гривен в месяц (в этом году 18,2 тысяч гривен).

Основные показатели бюджета 2024

В следующем году правительство ожидает собрать в общий фонд бюджета 1,56 триллиона гривен (налоги, дивиденды госпредприятий и т.д., но без международных грантов), а траты составят 3,1 триллиона гривен. Расходы на оборону будут такими же, как и в 2023-м году – 1,68 триллиона гривен.

Это означает, что в 2024 году, как и предыдущие два года, все собранные внутри страны налоги правительство направит на конфликт. Остальные расходы будут финансировать международные партнеры. А финансировать здесь будет что. Дефицит бюджета ожидается на уровне 1,59 триллиона гривен или 20,4% от ВВП. Государственный долг вырастет до 8,18 триллиона гривен (в национальной валюте). Относительно ВВП он превысит 104%.

По расчетам правительства, в 2024 году Украине нужно привлечь 42,8 миллиарда долларов международного финансирования. Получить средства планируют от ключевых партнеров: США, ЕС, МВФ и других.

Кроме внешнего финансирования, правительство планирует заимствовать и на внутреннем рынке. План по продаже ОВГЗ совсем не амбициозный – 421,6 миллиарда гривен. Это ровно столько, сколько государство планирует потратить на погашение внутренних долгов.

В 2024 году правительство планирует повысить минимальную зарплату. С первого января ее размер составит 7100 гривен, а с 1 июля – 8000 гривен. Прожиточный минимум с первого января составит 2920 гривен.

Размер минимальной зарплаты в долларовом эквиваленте в следующем году несколько сократится, если брать для расчета тот курс, который ожидают в правительстве. Самой высокая минималка была в 2021 году, когда составляла почти 220 долларов в месяц. В 2024 году она уменьшится на 15%.

Доходы

В следующем году в министерстве финансов хотят существенно нарастить поступления. Так, доходы общего фонда должны вырасти более чем на 345 миллиардов гривен – до 1560 миллиардов гривен. Преимущественно за счет налогов. В частности, ожидается, что поступления от НДС от произведенных на Украине товаров увеличится на 70,1 миллиарда гривен (до 297,8 миллиарда гривен), от НДС по импорту – на 60,6 миллиардов гривен (до 455,5 миллиарда гривен).

Поступления с налога на доходы физических лиц вырастут на 36,4 миллиарда гривен, а с налога на прибыль предприятий – на 62,8 миллиарда гривен. Последнее связано в частности с предложениями увеличить налоговую нагрузку на банки, которые получают значительные доходы, размещая свободную ликвидность в депозитных сертификатах НБУ.

Нацбанк в 2024 году не порадует бюджет щедрыми перечислениями своей прибыли. Из-за значительных выплат банкам там планируют перевести правительству лишь 17,7 миллиарда гривен. Это при том, что правительство платит НБУ около 130 миллиардов гривен процентов за ОВГЗ [облигации внутреннего государственного займа].

Увеличение налога для банков не единственное основание для правительственного оптимизма относительно роста внутренних поступлений. Частично они увеличатся из-за перераспределения средств внутри государственной финансовой системы.

Во-первых, в 2024 году правительство планирует направлять в общий фонд бюджета все собранные акцизы. В частности, это означает, по крайней мере, временный отказ от существования дорожного фонда, из которого финансируются работы по строительству и ремонту дорог.

Акцизы с транспортных средств и горючего, которые ранее в полном объеме направлялись в дорожный фонд, теперь будут направлять в общий "котел". То есть государство сможет использовать их на нужды обороны. Как следствие, поступления в общий фонд бюджета от акцизного налога в следующем году должны вырасти на более чем 100 миллиардов гривен.

Во-вторых, правительство планирует забрать у местных бюджетов поступления от НДФЛ с доходов военнослужащих. Цена вопроса – 93,7 миллиарда гривен в 2024 году. Эти средства направят в специальный фонд бюджета (то есть, у них конкретное целевое использование): половину потратят на приобретение военной техники, а другую половину – на производство и закупку дронов.

Воплотить свой план в правительстве планируют уже в 2023 году, из-за чего местные бюджеты до конца года недополучат около 25,8 миллиарда гривен. Неудивительно, что такая инициатива натолкнулась на сопротивление со стороны муниципалитетов. Правда, минфин в противостоянии с ними заручился поддержкой президента, который положительно оценил выделение средств на украинское вооружение и дроны.

В минфине также обещают предусмотреть местным бюджетам, для которых поступления от денежного обеспечения военных были главным источником доходов, компенсации в виде государственных дотаций.

Расходы

Как и в предыдущие два года, самой большой статьей расходов бюджета в 2024-м году станет безопасность и оборона. В целом, на нее в следующем году планируют потратить 1684,9 миллиарда гривен, из которых 1,16 триллиона гривен составят расходы на министерство обороны.

Сумма расходов на оборону будет "по меньшей мере, такой же, как и в 2023-м году", отмечал Зеленский. Однако здесь есть важное уточнение – она будет такой же, как и в бюджете на 2023 год по состоянию на пятнадцатое сентября. Ведь в Раду уже внесли законопроект, которым предлагают увеличить нынешние расходы на оборону дополнительно на 303 миллиарда гривен.

Как бы то ни было, однако оборонные расходы в следующем году, как и в этом году, Украине придется финансировать самостоятельно. На минобороны, нацгвардию, СБУ, пограничников и развитие ОПК, вероятно, пойдут все собранные в стране налоги, дивиденды госкомпаний и поступления от внутренних заимствований.

Вторая самая большая статья расходов – социальная сфера. Расходы на нее в 2024 году составят 469,72 миллиарда гривен. Большинство средств традиционно пойдет на покрытие дефицита пенсионного фонда (321,76 миллиарда гривен). Кроме него, из бюджета потратят почти 50 миллиардов гривен на выплату субсидий и 5,8 миллиарда гривен на социальную защиту лиц с инвалидностью.

Интересно, что, несмотря на заоблачную задолженность государства перед украинцами по решениям судов, правительство предусмотрело на эти цели в 2024 году лишь 100 миллионов гривен.

Дополнительно к этому, правительство выделит 14,3 миллиарда гривен на поддержку ветеранов. Наибольшая часть этой суммы пойдет на приобретение жилья для участников боевых действий и членов их семей – 5,7 миллиарда гривен. Кроме этого планируют ввести институт помощника ветерана, на который направят 3,8 миллиарда гривен. Еще полмиллиарда гривен пойдет на обустройство национального военного мемориального кладбища.

Предусмотренный правительством рост минимальной зарплаты до 7100 гривен повлияет на оклады в бюджетной сфере. В частности, расходы на образование в 2024 году должны вырасти почти на 23 миллиарда гривен – до 178,8 миллиардов гривен.

Расходы на здравоохранение увеличатся на 24,4 миллиарда гривен – до 201,9 миллиарда гривен. В частности, в бюджете планируют предусмотреть 1,5 миллиарда гривен на лечение бесплодия методом искусственного оплодотворения и 1,6 миллиард гривен на развитие системы высокоточной диагностики рака.

Повышение минималки повлияет и на доходы работников государственного аппарата. Однако помимо этого, госслужащих ожидает изменение принципов начисления зарплаты. Правительство предлагает ввести на государственной службе систему "грейдов", которая должна уровнять диспропорции в условиях оплаты труда. Сейчас зарплаты на аналогичных должностях в разных министерствах могут отличаться в разы.

В следующем году в правительстве планируют выделять средства и на поддержку экономики. В частности, на компенсацию части процентов по кредитам бизнеса в рамках программы "5-7-9" выделят 18 миллиардов гривен (на 2 миллиарда гривен больше, чем в 2023 году). Также предлагают направить по 3 миллиарда гривен на поддержку реализации внутренних инвестиционных проектов. Еще миллиард гривен – на создание индустриальных парков, а 1,4 миллиарда гривен – на предоставление грантов бизнесу.

На разминирование земель из бюджета планируют потратить около 2 миллиардов гривен.

Из-за фактического расформирования дорожного фонда, финансировать восстановление дорог обещают из резервного фонда. Его общий объем составит 44,7 миллиарда гривен (более чем в два раза больше, чем в плане на 2023 год).

И наконец, в 2024 году Украина ожидает потратить на государственные долги более триллиона гривен: 606,5 миллиарда гривен на погашение основной суммы и 422 миллиарда гривен на выплату процентов.

Проблемы и риски

Ключевой риск бюджета на 2024 год заключается в неполучении всей суммы внешнего финансирования, которую закладывает правительство. Прежде всего это касается средств от Соединенных Штатов.

Сейчас Украина испытывает трудности с получением американских денег даже на этот год: дополнительные 3,3 миллиарда долларов в последнем квартале 2023-ого года все еще должен одобрить конгресс США. Относительно 12 –14 миллиардов долларов на следующий год, когда в Штатах будут проходить президентские выборы, уверенности гораздо меньше.

Определенные опасения есть и по поводу помощи других партнеров, в частности Еврокомиссии. По данным собеседников ЭП, приближенных к переговорному процессу, в 2024 году ЕС планирует выделить Украине лишь девять миллиардов евро, тогда как украинскому правительству потребуется сумма вдвое больше.

Да и МВФ будет сложно объяснить потребность Украины в значительных объемах внешнего финансирования. Ведь программа сотрудничества с фондом предусматривает, что активные боевые действия должны закончиться в середине следующего года. При этом, украинское правительство закладывает в бюджет такие же объемы расходов на конфликт, как и в 2023-м году.

Другая проблема – реструктуризация внешнего долга. В прошлом году Украина договорилась со своими кредиторами о каникулах в обслуживании долгов по евробондам. Однако срок их действия истекает в середине 2024 года.

В бюджете на 2024 год правительство не закладывает выплат по внешнему коммерческому долгу. Однако, чтобы действительно их не осуществлять, не объявляя дефолта, придется проводить новые переговоры с кредиторами. При этом, чем ближе дата переговоров, тем сложнее будет договориться об очередных льготах или послаблениях.

Наконец, не стоит забывать о неточности макропрогноза правительства. В 2023 году эта неточность уж слишком велика, особенно в отношении инфляции и курса доллара. Украинская экономика оказалась "слишком" выносливой и устойчивой. Помимо недопоступлений от так называемого "инфляционного налога", устойчивость макроэкономической ситуации наносит по бюджету еще один удар в виде низкой прибыли НБУ [Национальный банк Украины].

В следующем году банковский регулятор все еще может сыграть свою роль в наполнении бюджета: либо с помощью существенного повышения курса доллара, либо прямо финансируя расходы, покупая у правительства ОВГЗ.

Последний вариант станет особенно актуальным, если Украина не получит всей ожидаемой внешней помощи или она будет приходить с задержкой. И пока такой риск в условиях конфликта будет существовать, ни в НБУ, ни в правительстве не будут отвергать варианта снова включить "печатный станок".

Автор: Ярослав Винокуров

Оригинал статьи