Собрала в одном месте свои варианты, как я реагирую на детские манипуляции. Как минимум, в разных ситуациях, с разными «если» у меня это работало. Основной смысл - дать понять ребёнку, что манипуляция неэффективна.
- Признаю желание, чувство. «Понимаю, что ты расстроена (или что тебе очень хочется того-то), но сейчас не могу это дать».
- Вычленяю поведенческую стратегию, выбранную ребёнком, как внешний барьер, условного внешнего врага, против которого объединяюсь с ребёнком: «Ох уж этот наш мозг, который подкидывает нам манипуляцию, как эффективную стратегию. Но мы же с тобой знаем, что это не работает». С младшей примерно то же самое, но другим языком: «Ох уж эти капризки, давай на улицу их отнесём и там оставим, мешают они нам, мы без них легче договоримся».
- Выставляю границы: «Нет, со мной так разговаривать не получится. Буду готова обсуждать в другом тоне».
- Припоминаю положительный опыт: «Помнишь, когда тебе очень было нужно то-то. Ты тогда так классно смог подобрать слова. Попробуй также».
- Стимулирую подумать над другими стратегиями: «Уверена, ты можешь лучше. Попробуй по-другому».
- Открыто говорю о своих чувствах: «Мне неприятно это слышать. В таком формате не смогу помочь».
- По «хотелкам», которые являются в семье жёстким табу, просто говорю: «Нет, этого не будет».
- Показываю, что услышала и принимаю выбор ребёнка, но не ведусь: «Ок, я услашала, это твоё решение». Это на всевозможное малышковое «Тогда я вообще не буду есть» или «Не буду больше с тобой играть».
- Соглашаюсь на то, что я не идеальная: «Да, у вас вот такая мать. Смиритесь» или «Не знаю, насколько я хороша или плоха, когда раздавали призы лучшим матерям, я отсутствовала».
- Если совсем не в ресурсе даже для того, чтобы найти рабочий способ реагирования на манипуляцию, так и сообщаю: «Я сейчас не смогу тебе адекватно ответить. Я очень устала и боюсь, мы можем разругаться. Давай завтра».
Да простят меня психологи, если среди вариантов, которые я предложила, есть чушь. Психологам разрешаю критиковать нещадно. И всех, непсихологов в том числе, приглашаю поделиться вашими рабочими способами.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.