Найти тему

Прогулки по Тольятти • Железнодорожный вокзал. Август 2023.

Как обещал ранее, запускаю новую серию с рассказом о недавней поездке в Тольятти. Прогулка была совсем короткой, всего несколько часов. Ездил туда одним днём. Не всё получилось так, как планировал. Тем не менее, материала набрал, показать есть что.

Современный Тольятти считается самым крупным городом в России среди тех, которые не являются региональными столицами. При этом он довольно специфический. Город разделён на две (или даже три) практически самостоятельные части, которые в народе называются «старый» и «новый город». На самом деле, все они являются довольно новыми. И между собой имеют разницу всего в пару десятилетий. Несмотря на то, что официально история города отсчитывается от 1737 года, когда была построена крепость Ставрополь (Ставрополь-на-Волге), дореволюционной застройки в городе практически нет. Связано это со строительством в середине 1950-х годов Куйбышевской-Волжской-Жигулёвской ГЭС. После ввода её в эксплуатацию территория исторического Ставрополя была полностью затоплена водой и находится теперь на дне Куйбышевского водохранилища. Частично дома переносились на новое место выше по берегу. Кое-что, вероятно, ещё сохранилось в частном секторе Центрального района (старый город). Первый перенесённый дом сейчас является частью музея «Наследие». Но всё это - частные жилые дома, которые не отличаются какой-то особой архитектурной ценностью. Самая ранняя массовая застройка здесь относится к 1950-м годам.

Автозаводский район Тольятти (новый город) появился в 1970-х годах. Его строительство полностью связано с появлением завода «АвтоВАЗ». И сам завод, и новый район были построены «на пустом месте» к северо-западу от уже существовавших на тот момент районов, выше против течения Волги. Строили с размахом. И максимально просто. Сплошные коробки вдоль широченных улиц, которые почти все пересекаются под прямыми углами. С одной стороны, благодаря такой планировке в этой части города много зелени, с Волги затягивается чистый свежий воздух. С другой стороны, выглядит это всё как один огромный спальный район с обилием специфических объектов в стиле эпохи позднего СССР (хотя, конечно, есть здесь и более новая застройка с современной инфраструктурой). Один из таких приветов из прошлого - железнодорожный вокзал.

Здание железнодорожного вокзала было построено в 1974 году. Построили его рядом с автозаводом, поскольку он является градообразующим предприятием этого района. На тот момент именно доставка грузов на завод и с него было основной целью подведения железнодорожной ветки. В планах же было протянуть её дальше к Димитровграду и Казани. Вокзал Тольятти должен был стать крупным транспортным хабом в этой части. Но этого не произошло. Ветка так и осталась тупиковой. Грузовая нагрузка так и осталась основной и единственной на долгие годы. В эксплуатацию здание вокзала ввели только в 1996 году, когда появился первый пассажирский маршрут. Конечно, в Москву. Куда ещё у нас в стране ездить? Позднее был запущен ещё один рейс - в Адлер. Но он работает только в сезон. До недавнего времени не было даже сообщения с Самарой. Все электрички шли до Жигулёвска, останавливались на станции «Жигулёвское море». Находится она на подъезде к плотине ГЭС, в посёлке Шлюзовом. Он относится к Комсомольскому району Тольятти. До двух других - Центрального и Автозаводского - нужно было ещё ехать на общественном транспорте. Гораздо проще было ехать сразу на автобусе, поскольку в каждом из районов есть свой автовокзал. Только в конце 2022 года в качестве эксперимента запустили «Ласточку» до конца ветки, она стала приходить на вокзал Тольятти. Похоже, эксперимент сочли удачным, состав ходит до сих пор, по 4 рейса в день в каждую сторону.

Именно на «Ласточке» я и решил съездить в Тольятти. Это гораздо комфортнее автобуса. Да и дешевле. Прогулялся по «новому» городу. Осмотр, конечно, начал с вокзала. Правда, подробно рассмотреть его не удалось. По приезду время тратить на него не стал, а перед отправлением его (времени) просто не хватило. Так что пока знакомство будет очень поверхностным и только внешним. Тем более, что основная часть здания до сих пор пустует, внутри рассматривать особо и нечего.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

Из окна электрички перед отправлением.

-11

Рассказ о прогулке по Тольятти продолжу чуть позже. Спасибо за просмотр и оценку. Не забывайте, что ваша реакция - прямой способ поддержать автора. Если вы подписаны на мой канал, новые материалы легко можно найти во вкладке «Подписки». Не ждите, когда они сами собой появятся в вашей ленте. Будьте активными!

Тем, кому интересно побольше узнать о Тольятти, рекомендую обратить внимание на рассказ о небольшом путешествии сюда в 2017 году.

Из Самары в Тольятти по Волге 2017 | Денис Царев | Для тех, кто никуда не спешит | Дзен

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц