Польский топливный рынок оказался в затруднительном положении из-за действий правительства, которое использует государственный концерн Orlen для сдерживания цен на топливо перед парламентскими выборами в октябре. Эксперты предупреждают, что такая политика может привести к убыткам частных операторов, сокращению импорта и дефициту топлива на рынке.
Польский топливный рынок оказался в затруднительном положении из-за действий правительства, которое использует государственный концерн Orlen для сдерживания цен на топливо перед парламентскими выборами в октябре. Эксперты предупреждают, что такая политика может привести к убыткам частных операторов, сокращению импорта и дефициту топлива на рынке.
По данным аналитической компании Petrolnet, в июне-августе 2023 года оптовые цены на дизельное топливо в Польше были на 10-15% ниже, чем в Северо-Западной Европе. Это было связано с тем, что Orlen, который контролирует около 70% польского рынка, фактически заморозил свои цены в условиях неустанного роста мировых цен. Таким образом, правительство пыталось поддержать покупательную способность потребителей и свою популярность перед выборами.
В начале осени котировки дизельного топлива в Северо-Западной Европе впервые в этом году стали четырехзначными. 8 сентября цены составили $1000 за тонну. Однако это никак не отразилось на польском рынке. Напротив, за последние две недели официальная оптовая цена на дизельное топливо Orlen уменьшилась на 272 зл/м3 ($0,065/л). С 9 сентября оптовая цена на дизель от польского гиганта стала меньше внешней котировки, пишет агентство «Нефть и Капитал».
Однако такая политика имеет свою обратную сторону. Частные операторы, которые не могут конкурировать с демпинговыми ценами Orlen, вынуждены продавать топливо с убытком или сокращать свою деятельность. Импортеры топлива также сталкиваются с проблемами, поскольку им не выгодно закупать топливо за рубежом по высоким ценам и продавать его на польском рынке по низким ценам. В результате импорт топлива в Польшу снизился до минимального уровня.
Это создает риск возникновения топливного кризиса в ближайшее время. Если спрос на топливо превысит предложение, то может возникнуть дефицит топлива на рынке, который будет сопровождаться очередями на заправках и повышением цен. Такое развитие событий может негативно повлиять на экономику Польши.
В конце августа Bloomberg со ссылкой на участников рынка писал, что в мире дизельное топливо становится дефицитным в связи с надвигающимся зимним спросом. Повсюду цены на дизтопливо «заоблачно высоки» по сравнению со стоимостью сырой нефти, из которой оно производится, что указывает на дефицит, который должен встревожить правительства различных стран, одержимых борьбой с инфляцией. Ряд консалтинговых компаний утверждает, что запасы дизельного топлива в северо-западной Европе в ближайшие месяцы сократятся. Это типично для этого времени года, но запасы в настоящее время ниже исторических норм.
Аналитики утверждают, что перспективы поставок дизельного топлива/газойля в Европу являются неблагоприятными, в то время как спрос будет ежемесячно расти до ноября. Ситуация усугубляется незапланированными простоями нефтеперерабатывающих заводов. Производство дизтоплива в Европе снизилось в июле более чем на 1,6% по сравнению со средними историческими показателями.
В разгар существующего дефицита предложения рынки внимательно следят за Китаем, поскольку его НПЗ ожидают от правительства нового раунда выдачи квот на экспорт топлива, что позволит им продолжать отгружать топливо.