Найти тему
Издательство Libra Press

Заставляли нарушить тайну исповеди

Из "Наука и литература в России при Петре Великом" Петра Петровича Пекарского

Повод к изданию "формы присяги" для священников был следующий:

"В марте 1722 года, некоторый человек, придя в город Пензу, кричал всенародно многие злые слова, касающиеся до превысокой чести его императорского пресветлого величества (Петр Алексеевич) и весьма вредительные государству".

На крик его собралось множество народа, но никто не останавливал хулителя; нашелся только один посадский, Фёдор Каменьщик, который дал знать о происходившем на улице в канцелярию, тогда "уличный оратор" был задержан. Открылось по розыску, что он в Пензе исповедовался и говорил духовнику о своих убеждениях, но тот допустил его, однако, причаститься святых Таин.

Поэтому-то и состоялся "17 мая 1722 года" указ о том, чтобы "священники, под страхом смертной казни за неисполнение, доносили, если им будут открывать на исповеди какие-либо умышления против царя и Церкви"; в исполнение чего священники давали присягу по приложенному при указе образцу.

При этом упомянуты три случая неоткрытия после исповеди подобных намерений исповедовавшихся:

"Были такового лукавства образ в прошлых годах, когда вор Талицкий (Григорий) объявил при исповеди духовному своему свое злейшее намерение, а именно: написал письма, которые везде хотел подмётывать к возмущению, ставя себе то за истину, и не отлагая оного и не каялся, и священник хотя ему в том и претил, однако же, причастил святых Таин и не донес, где надлежит, чая грехом быти то доношение, а тот вор пошел с тем намерением оное делать.

И ежели бы не пойман был, и в дело произвел, отчего какие и бедствия и крови произошли, то какое ж покаяние, что на горшее зло обратилось и Талицкому, и отцу его духовному".

Второй случай приведён о царевиче Алексее Петровиче, который признавался на исповеди, что "желает смерти отцу своему".

Портрет царевича Алексея Петровича (худож. Иоганн Готфрид Таннауэр, XVIII в., Эрмитаж)
Портрет царевича Алексея Петровича (худож. Иоганн Готфрид Таннауэр, XVIII в., Эрмитаж)

Третий случай касался лица, схваченного в Пензе. Сохранилось известие, что этот последний был сначала капитаном, а потом чернецом, и назывался Левиным. Он возобновил толки об "антихристе", подобно Талицкому, и подкреплял свои рассуждения ссылками на Стефана Яворского, а этот погрешение видя, простотой и недознанием извинялся и просил прощения, которое "милостью его императорского величества ему отпущено".

Левин был сын пензенского помещика и еще с детства сделался приверженцем старины, двуперстного сложения и т. п. Военная служба не изменила, но укоренила образ его мыслей: больной и одержимый припадками падучей, он вышел в отставку и поступил в монахи.

Ему часто приходилось слышать в народе "о царе как о новом антихристе"; по его словам, даже Стефан Яворский, при свидании с ним, высказывал неблагоприятные мнения о тогдашних нововведениях; впрочем, при дальнейших пытках, Левин оправдал Яворского.

19 марта 1722 года он явился в центре базарной площади и на крыше одной мясной лавки, сняв с себя клобук, громогласно проповедовал народу, "что Петр - антихрист, что монахи едят в пост мясо и что скоро народ будут печатать печатью антихриста". Левина казнили в Москве 26 июля, а голову его в спирте отослали в Пензу, где она была выставлена на каменном столбе.

В начале XVIII столетия, исступление, вследствие чрезмерных гонений на сектантов достигло крайних пределов и достаточно было первого сумасбродного предсказания о светопреставлении, чтобы легковерные стала приготовляться к страшному суду: некоторые делали себе гробы, одевались в саваны и ложились в могилу в ожидании скорого конца миру.

Другие сжигалась целыми семействами, даже селениями, так что требовались воинские команды для воспрепятствования подобных деяний, которым было бы и трудно верить, если бы не остались неопровержимые тому свидетельства.

В указе "16 июля 1722 года" сказано о тех, которые, между прочим, сами выдумывают или действительно совершают преступные деяния, чтобы потом заслужить мучения. Умереть мученически сделалось какой-то манией, поветрием. Те, которые были ни в чем не виноваты, нарочно совершали преступление, чтобы только сподобиться выдержать наказание или пытку.

Потому, что с учреждением синода стали думать об издании книг с целью обращать заблуждающихся мерами кротости и снисхождения. Первое увещание синода, написанное с риторским красноречием, но в духе христианской терпимости, напечатано 27 января 1722 г. 2 апреля того же года, синод призывал "всех российских, несогласно мудрствующих российской Церкви учителей на тихое, кроткое и безопасное с собою о несогласии разглагольствие".

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц