Обновлено 10 сентября в 22:15
По моим ощущениям, немало сериалов, очень похожих на то, что мы видели раньше. Например, «Золотое дно» от Ivi — наша версия «Наследников». «Цикады» Кинопоиска — как «Элита» от Netflix. Крепкий молодежный детектив. Его режиссер Евгений Стычкин уверяет: нет кризиса идей — есть кризис понимания, что хочет слышать аудитория, нет единых ценностей. Я спросила Стычкина, наслаивается ли на это то, что для самих стримингов сейчас все больше ограничений?
Евгений Стычкин режиссер «Кьеркегор говорил: человек все время хочет свободы не там, где она ему предоставлена. Нам предоставлена абсолютная свобода мысли, мы ей особенно не пользуемся, мы хотим свободы слова. Я не думаю, что это главная проблема. Да, конечно, есть ограничения, и это плохо. Есть цензура зрителя — если мы снимем плохое кино, неинтересное, пошлое, это и будет цензурой. Но мы знаем, что в советское время, когда цензура, вероятно, была гораздо более мощной, были какие-то восхитительные фильмы, гениальные книжки»
Среди ожидаемых — проект «Трепачи» с Юрием Стояновым и Глебом Калюжным. Они ранее вместе снимались в «Вампирах средней полосы». «Трепачи» — про встречу двух эпох: провинциала — стендапера Дани — и популярного советского сатирика. «Старики не могут шутить по-новому, а молодые так и не научились», — говорит герой Стоянова. Сериал, кажется, намерен это опровергнуть. На сервисе Premier он появится 21 сентября. Кому-то кажется, что Стоянов в своих последних проектах стал заложником образа. А мне снова было увлекательно наблюдать за актерским тандемом на экране. Я спросила у Юрия Николаевича, чем его привлекает работа с молодыми актерами, в частности с Калюжным:
— Он может учиться у меня ремеслу, законам существования на сцене или в кадре. Чему я могу научиться у них? Глубинному пониманию, как шутить, будучи свободным человеком. Они другие. Они выросли в другое время. Способ шутить — мы говорим о шутках, я очень не люблю вообще это слово, но давайте скажем так — о юморе. Вообще о работе нашей в ситуации полной несвободы — это был юмор: как быть на плаву, как быть интересным, когда главное слово «нельзя». А мне интересно, как быть непохабным, востребованным, неглупым в ситуации, когда все можно. Вот чему я пытаюсь научиться у них. Немногие из них соответствуют этому. Но есть счастливые исключения.
— А сейчас время полной свободы или все-таки те же стриминги чем-то ограничены?
— Нет-нет, я сказал, что они выросли в ситуации свободы. Дальше я ставлю троеточие.
То, что у платформ — списки проектов, которые положили на полку, — не новость. Но многие все равно поднимают достаточно откровенные темы. Или находят для них неожиданные повороты. Например, режиссерский дебют Дарьи Мороз. Его изначальное название было «ядреным» — «Секс: до и после». Новый вариант — «До и после» — больше отражает суть сериала, говорит Мороз. Она хотела рассказать о человеческих отношениях до пиковой точки и после нее. Зал оценил: получилось тонко, иронично, хулигански. Много новелл, в кадре — звезды, со многими Дарья Мороз ранее работала на площадке или на сцене. У них было проще понять актерский потенциал. Я спросила у Дарьи, сложнее ли сегодня снимать для стримингов:
Дарья Морозактриса, режиссер«Всегда есть какие-то, условно говоря, законы, по которым существует каждая платформа или каждый телевизионный канал. Это нормально. Мне кажется, сейчас, когда понятно, что какие-то темы мы не можем обсуждать открыто, это очень классное время, чтобы [осмыслить] какие-то более глубинные темы, которые вроде казались не такими эпатажными, может быть. Как мы будем привлекать публику таким чем-то серьезным, сложным и так далее — сейчас как будто время для того, чтобы это все исследовать. И на самом деле есть такое количество историй и тем, которые хочется осветить, они очень многоступенчатые, поэтому я как раз воспринимаю это как достаточно позитивный ход киноиндустрии».
Сразу после показали новый фильм отца Дарьи, Юрия Мороза, «Лунатики» — полнометражку, вдохновленную реальными событиями (хотя, если этого не знать, думаешь, что фэнтези). Как по мне, это непростое, местами запутанное кино о нелюбви родителей к детям и о том, к чему это может привести. Рассказ о нем достоин отдельного сюжета.