«Московская газета» уже писала о нехватке отечественных судов для российского торгового флота. Как эта проблема решается сейчас, учитывая, что важным направлением морских поставок для России является Северный морской путь, для прохождения по которому нужны ледоколы и суда ледового класса? Собеседники «Московской газеты» отмечают отсутствие больших трудностей с обычными торговыми судами и непростую ситуацию с ледоколами
Как сейчас решается проблема с нехваткой российских торговых судов? По-прежнему, путём привлечения иностранных, рассказал собеседник издания.
«Используются суда разного происхождения: по месту строительства судов со всего мира, включая страны Запада, а вот по национальной принадлежности, конечно, заметное количество судов ходит под удобными флагами развивающихся стран», — сказал «Московской газете» владелец морского брокера «Инмарин» (Санкт-Петербург) Кирилл Маслов.
Какие грузы сейчас наиболее активно перемещаются морем российской стороной, в том числе, по направлению Северного морского пути?
«Всё-таки пока основа – это насыпные и наливные грузы (уголь, сжиженный природный газ, нефть и газовый конденсат), но в своем формате мы, например, фрахтуем небольшой тоннаж для перевозки контейнеров, оборудования и техники на разные месторождения. В целом, на северном направлении ситуационно должно увеличиваться еще число контейнерных перевозок – контейнерных грузов», — сказал Кирилл Маслов.
Что касается Северного морского пути, то оборот грузов по нему увеличивается, отметил владелец морского брокера «Инмарин».
«Есть прогнозы, по которым объем перевозки к следующему году должен вырасти вдвое и составить более 60 млн тонн, а к концу десятилетия перевалить за несколько сотен миллионов, — сказал владелец морского брокера. — В 2021 году мы уже наблюдали «пробки» на СМП по причинам, связанным с ледоколами, поэтому очевидно, что при увеличении объема грузов будет расти и инфраструктура, в т.ч. – ледокольный флот».
По словам собеседника, шаги в этом отношении уже предприняты, но ситуация остаётся неопределённой.
«Указ президента РФ № 126 от 27 февраля 2023 года предусматривает строительство семи ледоколов, но весь вопрос в том когда они будут построены ведь строительство одного такого судна может занять от 1 года до 2 лет, если еще не брать в расчет загруженность/возможности верфей, вопросы комплектации, поставок оборудования и прочие..., — отметил Кирилл Маслов. — Безусловно, индустрия тоже не стоит на месте, и судовладельцы для успешного прохода по СМП строят и выбирают тоннаж с более высоким ледовым усилением/классом (от арк 5 и выше), ведут самостоятельные оценки данных о ледовой обстановке и консультируются с Атомфлотом по времени прохода. Но все равно для синергетического роста нужно больше ледоколов, и, думаю, вряд ли стоит полагаться на таяние льдов».
В России сложилась разная ситуация с обычным торговым флотом и с ледоколами, сказал «Московской газете» эксперт в сфере транспорта и логистики Яков Гуревич.
«Торговый флот – вещь международная, если нет российских судов – можно фрахтовать иностранные, — пояснил эксперт. — По крайней мере, до недавнего времени это было не сложно. Сейчас, однако, есть проблемы с фрахтом, его стоимость выросла. С другой стороны, и российский экспорт сократился. Нет ни достаточных денег, ни достаточной ясности, чтобы крупно инвестировать в торговый флот. Поэтому мы продолжаем пользоваться иностранными торговыми судами».
С ледоколами дело обстоит иначе, отметил эксперт.
«Транзит грузов по Северному морскому пути вряд ли будет основным направлением: Севморпуть нужен нам, в первую очередь, для того чтобы вывозить сырьё из Арктики, — сказал Яков Гуревич. — В Арктике реализуется несколько серьёзных российских проектов. Это нефть, газ, уголь».
По словам собеседника «Московской газеты», сложность заключается в том, что это сырьё надо в достаточных объёмах продавать, а это на данный момент непросто.
Транспортный эксперт отметил, что производство ледоколов – сложный процесс. По его оценкам, оно занимает больше времени, чем можно подумать.
«Производственный цикл длится 6-8 лет. Надо отметить, что последние ледоколы у нас строились в Финляндии. В обозримом будущем масштабное строительство ледоколов и судов ледового класса представить сложно. Помогут ли нам в этом Китай и Индия? За российские деньги они, конечно, сделают всё. Однако, навыков для строительства таких судов в этих странах с их южными морями нет. К тому же, не совсем понятно, будут ли они в достаточных объёмах покупать у нас арктическое сырьё. Условия для морской торговли с Россией ограничились», — заключил Яков Гуревич.