Найти тему
Мысли о важном

1990-е. Миллениалы помнят все

Все говорят о конфликте поколений старых и молодых, так называемых “бумеров” и “зумеров”. Но ошибочно приписывают к “бумерам” тех, кому за сорок, хотя они “иксы”, всем кому до шестидесяти. И есть еще миллениалы, в нашей стране это “дети перестройки”, рожденные в эпоху перемен и смутно, но помнящим переход от социализма к рыночной системе, учившиеся и формировавшиеся в “лихие девяностые”, видевшие Горбачева по телевизору в статусе президента СССР. Им не довелось стать октябрятами или пионерами, но они еще застали значки с ликом юного и кудрявого Ленина на значке. Еще помнится советский гимн по проводному радио в шесть часов вечера, когда на Камчатке полночь и деление на отделы в универмаге.

Олигархи и Чубайс
Олигархи и Чубайс

Телевизоры, не всегда цветные, были основным источником информации и окном в мир, все две программы ЦТ, позже превратившиеся в ОРТ и РТР. Из них потоком в наше неокрепшее детское сознание полилась реклама западных и диковинных товаров, памперсов, жвачек, напитков и шоколадных батончиков. Мы все знаем, что “не щиплет глазки” и “в чем райское наслаждение”, и кто должен подмигивать и, кто халявщик, а кто партнер. Мы в курсе всех перипетий в мыльных операх “Богатые тоже плачут’ и “Дикая Роза”, знаем, как своих родных героев из вечной “Санта-Барбары”, остро переживали смену Мейсона и Сиси Кепвелла, и все русские женщины балдели от Круза Кастильо. Мы первые свидетели “Поля Чудес”, главной телезвезды Влада Листьева, “Америки с Михаилом Таратутой” и “МузОбоза” с Иваном Демидовым.

Выборы 1996 года
Выборы 1996 года

ГКЧП, “шоковая терапия”, “черный вторник”, ваучеры, МММ и “Хопер-инвест”, расстрел Белого дома в октябре 1993 года, маски-шоу во всех смыслах, Коржаков, Гайдар, Чубайс, Черномырдин и Ястржембский. Выборы 1996 года, голосуй или проиграешь, под десять серий подряд бразильской “Тропиканки” и французских “Элен и ребята”. Газета “Не дай Бог” и пресловутые ельцинские три процента, которые выросли после коробок из-под ксерокса. “Времечко”, “Сегоднячко” и “Иванов, Петров, Сидоров”, “Детективное агентство Лунный свет” и “Каламбур”, “Что? Где? Когда?” и знатоки в малиновых пиджаках, играющие на деньги. Боевики с Джеки Чаном, Шварценеггером, Сталлоне, Ван Даммом, Сигалом, Уиллисом и комедии с Дэнни де Вито и Джимом Керри. Оттуда же “Доктор Куин, женщина-врач”, “Крутой Уокер”, “Друзья” и “Скорая помощь” с Клуни.

Выборы 1996 года
Выборы 1996 года

Холодов, Листьев, Рохлин, Старовойтова. Березовский, Немцов и Жириновский в “Один на один”, Явлинский, Новодворская, “Аншлаг” и “Смехопанорама”, “Городок” с песней “миллион алых роз” без согласных и “Оба-на” с похоронами еды. “Улицы разбитых фонарей”, Елена Ханга с “Про это” и Парфенов с “Намедни”, рука на пульсе и дефолт 1998 года, как все “хорошее” в России, опять в августе. Трагические смерти на вертолетах генерала Лебедя и офтальмолога Святослава Федорова. Про конфликт на Кавказе и все сопутствующее я умолчу, не так много времени прошло. Но живо в памяти. Но еще не точно, а что говорить о совсем недавних событиях и записывать в современные учебники истории, еще не все устаканилось и устоялось. Телекиллер Доренко и Лужков в кепке, череда премьер-министров и радиоуправление страной из кардиологической больницы Ельциным. Фильмы Рогожкина и Балабанова, которые растаскивали на цитаты, “Сам себе режиссер” с конкурсом “Слабо” и ансамбль “Золотое кольцо” из каждого магнитофона.

Шахтеры и Жириновский
Шахтеры и Жириновский

Кай Метов и позишн намбер ту, Иванушки и “Тучи”, “Руки Вверх” и “Крошка моя”, “Божья коровка” и гранитный камушек, “Балаган Лимитед” и “Че те надо”, профессор Лебединский с лодочником, “Манго-Манго” и “Таких не берут в космонавты”, таинственная Линда, Салтыкова клевая, баллады Носкова и “Старые песни о главном”. Рок-группы, ставшие нашими спутниками юности, такие как “Мумий Тролль”, “Сплин”, “Танцы Минус”, Земфира, “Маша и медведи”, Чичерина, “ДДТ”, “Король и Шут”, “Чайф” и “Чиж”.

Татьяна Миткова
Татьяна Миткова

Выводы про то время, про которое бумеры забыли, а зумеры и не помнили, сделаю позже, ведь еще все так неоднозначно, легко скатиться в субъективизм, критиканство или ностальгию по детству и юности. Каждый вспомнит свое и будет прав, потому что прожил свою жизнь, но учебники по тому времени писать рано, нужен значительный разбег и свежий взгляд, все должно застыть в веках, а оно еще бурлит и отдает в душе и сердце. Извините, если ли что-то или кого-то забыл, но на этом примере хотел показать, что все нести в учебники истории, без опоры на исследовательские работы просто глупо, иначе получится вот такая вспоминайка и публицистика, как и вся отечественная история последних семидесяти лет.