Как часто, смотря на цены в магазинах, мы задумываемся об их росте? Иногда, кажется, что стоимость товаров растет слишком быстро, иногда мы этого не замечаем, но факт в том, что на один и тот же набор продуктов сейчас приходится тратить ощутимо больше, чем несколько лет назад.
В зависимости от конкретного населенного пункта, региона или даже страны ситуация с ценами будет меняться. Где-то одинаковые продукты дешевле, где-то они дороже, но «схема» стандартна для любой местности.
Например, 10 лет назад на одного человека при простой прогулке в парке приходилось около 100 руб. Сюда можно включить напитки, какой-нибудь фаст-фуд или просто «перекус», мороженое и еще что-либо. Потребности у всех разные, но эту сумму будем считать за среднюю.
Но через 10 лет на аналогичное развлечение придется потратить в несколько раз больше, а некоторые статьи подобных расходов могут расти крайне сильно, все зависит от аппетитов продавцов и спроса покупателей.
И это прекрасно, если за прошедшие годы заработная плата выросла также в несколько раз, но сколько ваших знакомых могут похвастаться таким достижением?
Идем дальше. Можно подумать и решить обходиться без прогулок, кино, выездов на природу и т. д. или сократить частоту таких развлечений. Но получится ли это сделать, если в семье есть дети?
И самое интересное, что продавцы, да и система в целом, пользуется такой «беспомощностью» потребителя. Дорожают товары, которые, в первую очередь, пользуются наибольшей популярностью и от которых сложно отказаться.
А теперь примерно представим расходы семейного бюджета на прогулку в выходной день с двумя детьми в крупном городе. Допустим, раньше на 1-го взрослого человека необходимо было потратить 100-200 руб. (нельзя же ходить весь день голодным, да и пить хочется), то на ребенка сумма получалась еще больше (мороженое, сладкая вата, покататься на пони и другие милые аттракционы и развлечения). В среднем, семья тратила около 1 тыс. руб. Сейчас такой «поход» обойдется семейному бюджету в 2-3 тыс. руб., а может и дороже.
Все дело в том, что «минимальный потребительский платеж» незримо растет. Раньше достаточно легко было расстаться с сумой в 50 руб. на порцию кофе, мороженого или бутерброд. А через 2-3 года эта сумма незаметно для потребителя вырастет до 100 руб. Приведенные цены весьма абстрактные, но такая цепочка работает практически всегда, а ломается она только во время экономических кризисов.
Нас могут успокаивать, что инфляция находится в пределах 6-8% в год, рост тарифов на коммунальные услуги сдерживается, но мы живем в реальном мире, где реальная инфляция намного превышает официальные цифры. И если по ценам в магазинах это не так заметно, то индустрия развлечений дает отличное представление о росте цен.
Самые экономные начнут считать и думать: «А может лучше никуда не пойти, а на сэкономленные деньги купить что-либо другое, необходимое в хозяйстве?». И, скорее всего, некоторые так и сделают. В результате, продавцы мороженого и сладкой ваты столкнуться с падением спроса, но они уже привыкли к той марже, которую получали ранее, и просто увеличат цены еще раз, совсем на чуть-чуть.
Вот только за несколько лет такое постоянное «чуть-чуть», с учетом роста реальных расходов, приводит к многократному удорожанию, и оно ощутимо выше данных по инфляции от Росстата.
Как начать экономить? Самый простой способ – экономить на мелочах. Привыкли к утреннему кофе? Придется отказаться, как и от вечернего мороженого или шоколадки.
На первый взгляд, такая экономия может показаться слишком примитивной и глупой, но только за неделю, при нынешних ценах, удастся высвободить около 1 тыс. руб. Стоит ли это того, чтобы отказывать себе в удовольствии? Здесь каждый решаем сам.