Найти тему
Farfallino Art

Произведения, которые нужно посмотреть, чтобы понять Романский стиль эпохи Средневековья

Если вы хотите получить чёткое представление о романском стиле, и, возможно, вживую посмотреть на культурное наследие той эпохи, то ниже вы сумеете найти некоторые из самых известных произведений искусства, которые нужно увидеть и где они хранятся.

1. Гобелен из Байё – всемирно известный гобелен, изображающий события, приведшие к нормандскому завоеванию Англии. Сейчас находится в музее Байенского гобелена в городе Байё (Франция).

-2

Гобелен из Байё
Гобелен из Байё

Данное вручную вышитое полотно имеет длину примерно в 70 метров и ширину, равную полуметру. На нём изображаются различные сцены, связанные с Нормандским завоеванием Англии, которое началось в 1066 году.

Композиция берёт своё начало с вторжения Вильгельма Завоевателя и заканчивается выяснением отношений между нормандскими захватчиками и англо-саксонской армией во главе с Гарольдом II в битве при Гастингсе. Ковер настолько точно и правдиво рассказывает о событиях, снаряжении, одежде и оружии того времени, что по нему можно изучать историю. В то же время это произведение имеет и чисто декоративные элементы — по краям изображение обрамляет орнамент. Поражает раскраска фигур воинов и коней: мастер представил их зелеными, синими, розовыми. Как и у большинства фресок романской эпохи, композиция ковра линейно-плоскостная. До сих пор так точно и неизвестно, кто же сделал данный гобелен, но совершенно точно ясно одно, что он был произведён на свет в Англии. Тем не менее, в настоящее время он выставляется в Музее Гобеленов Байё, что во французском регионе Нормандия.

2. Апсида Святого Климента Таульского – удивительная фреска неизвестного художника, которого мы знаем под именем Мастер Тауля. Она выставляется в Национальном Музее Искусства Каталонии в Барселоне, Испания.

Апсида Святого Климента Таульского
Апсида Святого Климента Таульского

Исключительный характер этой работы и ее живописная сила достигли современности и очаровали художников-авангардистов двадцатого века, таких как Пикассо и Фрэнсис Пикабиа.

Круглая поверхность под ногами Христа представляет землю, а нимб на его голове - божественность. Правая рука Христа символизирует благословение, а в левой руке он держит книгу со словами EGO SUM LUX MUNDI, что переводится как «Я - свет миру». Символы Альфы и Омеги, висящие, как лампы, по обе стороны от Христа, символизируют начало и конец. Четырехкратные изображения представляют четырех евангелистов. Справа виден ангел рядом со львом, держащим одну из задних лап, что является символом Святого Марка. Слева ангел, держащий за хвост быка, является символом Святого Луки. Два других евангелиста вписываются в треугольное пространство по обе стороны от мандорлы. Ангел, держащий Евангелие, представляет Святого Матфея, а другой ангел - Святого Иоанна, держащего орла на руках. Под росписью Христа в мандорле изображены Святой Фома, Святой Варфоломей, Богородица, Святой Иоанн Евангелист, Святой Иаков и Сан-Фелипе. Богоматерь держит чашу, из которой исходят красные лучи, символизирующие кровь Христа.

4. Южная Апсида от Педре

Южная Апсида от Педре
Южная Апсида от Педре

Южная Апсида от Педре – ещё одна фреска, созданная в автономном сообществе Каталония, что в Испании. Вероятно, она была завершена в самом конце XI-начале XII столетий творцом, которого мы можем назвать только лишь как Мастера Педре – с отсылкой к местонахождению церкви Сан-Кирце-Педре.

Фреска была вдохновлена работами, произведёнными в то время на территории Италии, в особенности это касается региона Ломбардия. Как и большинство других произведений искусства, созданных в тот период истории, данное творение также изображает на себе сразу несколько библейских повествований, в том числе притчу о Мудрых и Неразумных Девах. И эта первоначальная фреска была полностью удалена со своего законного места в период между 1919 и 1923 годами, после чего её перенесли в Национальный Музей Искусства Каталонии.

3. Портик Славы собора Сантьяго-де-Компостела – скульптуры, украшающие собой главный вход в соборе Сантьяго-де-Компостела, что в одноимённом городе Испании.

-6

Портик славы собора Сантьяго-де-Компостела
Портик славы собора Сантьяго-де-Компостела

Портик Славы – это главные ворота кафедрального собора Сантьяго-де-Компостела в Сантьяго-де-Компостеле – столице автономного сообщества Галисия, что на северо-западе Испании. Он был заказан королём Фердинандом II Леонским ещё в XII веке и завершён загадочным творцом, которого в наши дни историки искусства именуют не иначе как Мастер Матео.

Собор Сантьяго-де-Компостела
Собор Сантьяго-де-Компостела

4. Рака Трёх Царей-Волхвов – позолоченный алтарь в Кёльнском соборе в Германии. Предположительно, именно в этой гробнице хранятся останки тех самых библейских трёх волхвов.

-9

-10

Рака Трёх Царей-Волхвов
Рака Трёх Царей-Волхвов

Рака Трёх Царей-Волхвов – одно из самых удивительных романских произведений искусства и яркое воплощение так называемого Мосанского искусства. Данный вид искусства бы создан в романскую эпоху в долине Маас, которая охватывает собой части региона Валлония, что на территории современных Бельгии и Франции.

Данная позолоченная гробница расположена над главным алтарём Кёльнского кафедрального собора в Кёльне (Германия) и, как многие полагают, она содержит в себе кости библейских волхвов. На полное завершение тройного саркофага потребовалось целых 45 лет, работа над ним длилась с 1180 по 1225 годы. Большая его часть приписывается весьма известному скульптору-ювелиру по имени Николай Верденский (годы жизни 1130-1205).

5. «Страшный Суд» в Кафедральном соборе Сен Лазар– скульптурный барельеф, изображающий на себе Страшный Суд. Он располагается над главным порталом Кафедрального собора Сен Лазар, Отён, Франция

-12

"Страшный суд" в Отенском Кафедральном Соборе
"Страшный суд" в Отенском Кафедральном Соборе

Рельеф «Страшный Суд» был создан средневековым мастером Гильбертом (Жильбером) для украшения тимпана западного фасада собора Сен Лазар, возведённого во французском городе Отён в начале XII века.

Скульптурная композиция тимпана разделена на три яруса. В центре двух верхних находится огромная, вертикально вытянутая фигура Христа Судии в мандорле, демонстрирующего раны от Распятия. На верхнем ярусе, символизирующем горний мир, представлены несколько фигур ангелов. Силуэт церкви на левом краю яруса (справа от Спаса) показывает возможность попасть в Царствие небесное.Симметрично расположенный сегмент композиции справа изображает провал в ад.

Средний ярус тимпана традиционно разделён на две части – по правую руку от Иисуса находятся спасшиеся праведники и ангелы, возносящие их в горний мир, по левую – грешники, мучимые безобразными демонами. Традиционны и сцены преддверия ада – плутующий с весами дьявол, так и не сумевший обмануть Архангела Михаила, и испуганные людские души, прильнувшие к ангельскому плащу в надежде спастись.

Нижний ярус представляет картину «Воскрешения из мёртвых». Восставшие из гробов также разделены на оправданных, которые находятся справа от ног Спаса, и осужденных за грехи – слева. Границу между добродетелью и грехом символизирует стоящий посередине ангел с мечом. Праведники оживлённо жестикулируют, воздев руки вверх и вознося благодарственные молитвы Господу. Фигуры проклятых скрючены ужасом. Голова одного из них находится в огромных лапах демона, грешницу рядом обвивают змеи.

Гильберт отказался от объемной пластики сюжета, в его трактовке это скорее резьба, чем скульптура. Чувства беспокойства и страха, общей смятённости и фантасмагоричности, гениально выраженные мастером.

Кафедральный собор Сен Лазар, Отён, Франция
Кафедральный собор Сен Лазар, Отён, Франция

6. «Суд Соломона» – это один из многих удивительных стеклянных витражей, украшающих собой Страсбургский кафедральный собор в Страсбурге (Франция), первый камень в строительный фундамент которого был заложен ещё в 1015 году. Данный конкретный витраж можно найти в северном трансепте собора, что в восточной части самого религиозного сооружения.

"Суд Соломона" в Страсбургском Кафедральном Соборе
"Суд Соломона" в Страсбургском Кафедральном Соборе

Этот витраж расположен над склепом собора, который является самой старой частью здания. К нему примыкают и другие витражи с изображением библейских сцен и два окна-розетки, производство которых датируется XIV столетием.

Страсбургский кафедральный собор
Страсбургский кафедральный собор

7. "Мадонна и дитя" Берлингьеро Берлингьери

«Мадонна и Дитя» – это название картины, приписываемой известному итальянскому художнику по имени Берлингьеро Берлингьери – ведущему живописцу региона Тоскана (Италия) начала XIII века. Он был уроженцем тосканского города Лукки и находился под сильнейшим влиянием византийского искусства, что прекрасно отражается в золотых украшениях, составляющих фон картины.

"Мадонна и дитя" Берлингьеро Берлингьери
"Мадонна и дитя" Берлингьеро Берлингьери

Данная темпера на деревянной панели является одним из многих итало-византийских произведений искусства, созданных Берлингьери. Это полотно даже подписано им: «Берлингериус нарисовал меня». На него сильно повлияли произведения искусства, привезённые из Константинополя (так вплоть до 28 марта 1930 года именовали турецкий город Стамбул) сразу после падения города в 1204 году. В настоящее время творение выставлено в Метрополитен Музее в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк, США).

8. Триптих Ставело – ещё один шедевр Мосанского искусства и уникальное произведение золотых дел мастеров романской эпохи. Эта переносная гробница предназначена для хранения фрагментов Животворящего Креста.

Триптих Ставело
Триптих Ставело

Произведение было завершено примерно в 1156 году, его автор неизвестен и по сей день.

Оно было названо в честь того места, где его произвели на свет, аббатства Ставело – территория современной Бельгии. Работа украшена золотом и эмалью, а её внешние створки созданы таким образом, дабы их можно было бы с лёгкостью закрыть и унести саркофаг с собой. В настоящее время произведение является частью коллекции Библиотеки и Музея Моргана в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк, США).

9. Купель для Крещения в церкви Святого Варфоломея

Купель для Крещения в церкви Святого Варфоломея
Купель для Крещения в церкви Святого Варфоломея

Купель для Крещения в церкви Святого Варфоломея, располагающейся в городе Льеже, что в Бельгии, ещё один шедевр Мосанского искусства, так как, скорее всего, он тоже был изготовлен в районе бельгийской долины. Данная бронзовая купель для крещения была создана в период между 1107 и 1118 годами, и она до сих пор стоит на том самом месте, где была установлена впервые, то есть внутри церкви Святого Варфоломея.

Её создание приписывают Ренье де Юи – весьма известному мастеру по металлу и скульптору, работавшему в XII столетии. Что ещё более примечательно, так это то, что как ювелир и изготовитель данного шедевра Ренье упоминается лишь однажды в документе от 1125 года. Целиком и полностью эту работу ему приписали лишь в XIV веке.

А теперь вопрос на сообразительность.. Оставьте ваши догадки в комментариях. Не стесняйтесь предположить свою версию :)

В комментариях будет опубликован ответ.

-20

В Средневековье люди не придавали большого значения развитию зоопарков, телевидения и урокам природоведения. А художники, которые львов и орлов ни разу не видели, изображали животных по рассказам очевидцев и по своему представлению.

Сейчас вы увидите часть изображения, на котором старинный живописец изобразил животное так, как его себе представлял. Здесь нет мифического существа, животное реальное, которое и сейчас водится в природе. Ваша задача — понять, кто на рисунке.

Угадайте животное на картине средневекового художника
Угадайте животное на картине средневекового художника

Надеемся, тест внесет нотку новизны в ваши ночные кошмары.

Вопрос: Какое животное изображено на картине Средневекового художника?

Не стесняйтесь оставить свой ответ в комментариях! :)

Подписывайтесь на наш канал Farfallino Art!

Лайки помогают развитию канала!