Найти тему
поле.рф

Деньги — в утиль. Каким будет рынок тракторов после повышения утилизационного сбора

С 1 июля коэффициенты утилизационного сбора выросли в несколько раз. Если раньше утильсбор на трактор мощностью 80 л. с. составлял порядка 120 тыс. рублей, то теперь производители и дилеры должны заплатить 539 тыс. рублей. Резкое повышение ставок уже начинает ощущаться рынком: компании поднимают прайс-листы, что особенно тревожно в сочетании с ростом курса валют и падением доходов аграриев. Поле.рф узнал у экспертов в отрасли, как адаптировались производители техники и аграрии.

Источник фото: поле.рф
Источник фото: поле.рф

Кому страшен утильсбор?

Утилизационный сбор — это своеобразный налог, который платят производители, импортеры (дилеры) спецтехники. Эта мера была введена в России в 2016 году, а в 2021 году его впервые предложили проиндексировать, но из-за бурной дискуссии в отраслевом сообществе решение не было принято. Изначально предполагалось, что утильсбор будет способствовать улучшению экологической ситуации, но со временем стало понятно, что это просто еще один инструмент в решении задач импортозамещения: ведь российские производители техники получают компенсацию из бюджета за такой сбор, в отличие от зарубежных.

-2

В июне 2023 года правительство РФ окончательно утвердило индексацию утильсбора, но только на 7 категорий колесных тракторов мощностью от 30 до 340 л. с. В сообщении Минпромторга говорилось, что производство по этим категориям уже освоено в России и Беларуси, и предприятия смогут удовлетворить спрос на фоне подорожания импортной техники. Для российских тракторных заводов предусмотрена компенсация стоимости утилизационного сбора в зависимости от степени локализации, а белорусская техника будет поставляться со скидкой 20% — об этом договорились Минпромторг и Минсельхоз.

«Индексация утилизационного сбора не окажет влияния на стоимость колесных тракторов российского и белорусского производства. С целью повышения их доступности Минпромторгом России и Минсельхозом России утвержден план приобретения сельскохозяйственных тракторов по фиксированным ценам с учетом скидок от текущей рыночной стоимости. В соответствии с ним более 5,8 тыс. тракторов будут поставлены в различные регионы Российской Федерации до конца 2023 года», — говорится в сообщении Минпромтогра.

В ассоциации «Росспецмаш» считают, что повышение утильсбора соответствует политике импортозамещения и не приведет к росту цен на отечественные тракторы, а лишь поспособствует выравниванию условий конкуренции между российскими и иностранными производителями.

«Утилизационный сбор защищает рынок от техники, уже выработавшей свой ресурс, которую выгоднее продать за бесценок в России, чем утилизировать в стране, где она эксплуатировалась. Дополнительные доходы от индексации утилизационного сбора необходимо в полном объеме направить на поддержку российских сельхозпроизводителей в части обеспечения льготных цен на российскую сельхозтехнику», — говорится в сообщении ассоциации.
-3

Утильсбор в помощь

Предполагалось, что возросший утильсбор наиболее сильно ударит по иностранным производителям техники и переориентирует аграриев в сторону отечественной и белорусской продукции. Однако эксперты рынка с этим не согласны. Сергей Профатилов, управляющий партнер компании GLOBALPAS-RedBridge, говорит, что хоть и политика утильсбора работает в интересах российских производителей, она не защищает их от конкуренции — и аграрии, вынужденные так или иначе обновлять парк техники, в конечном счете пострадают.

«Ожидаемого массового перехода на российскую технику не произойдет. Колебания в цене на уровне 10%, 15%, 20% не так значительны при принятии решения о покупке дорогостоящей техники. Согласно закону ценовой эластичности, при повышении цены потребитель сначала реагирует незначительно, а потом, когда удорожание достигает критической точки, он начинает переключаться на другие продукты. Для того чтобы утильсбор помог переориентировать аграриев на российскую технику, он должен повысить цену на импортные машины как минимум в 2 раза. При этом совершенно очевидно, что любое повышение ставок ударит по конечному потребителю, труженику села, так как любое удорожание сейчас чувствительно», — считает Профатилов.

Цены вверх — рынок вниз

Утилизационный сбор позиционировался в том числе как мера, способная защитить рынок от «иностранного б/у хлама». Тем не менее, согласно постановлению правительства РФ № 938, коэффициенты расчета утильсбора меняются и на новую технику, и на бывшую в употреблении более 3-х лет. Ринат Амиров, коммерческий директор «Зумлион Хэви Индустри Рус», сказал журналу поле.рф, что из-за увеличения утильсбора на новые тракторы техника китайского бренда Zoomlion подорожает в среднем на 15–25%.

«В сегменте тракторов от 90 до 230 л. с. мы видим существенное увеличение ставки утилизационного сбора. В основном это коснулось тракторов Zoomlion серий RN и RS в мощностном сегменте от 90 до 130 л. с.: ставка выросла в 4,8 раза. Если говорить о машинах серии PL мощностью 230 л. с., то утильсбор повысился в 3,5 раза — до 2 млн 275 тыс. рублей», — говорит Амиров.

Генеральный директор «АгроТехРуссиа» (дистрибьютор техники Deutz-Fahr в России) Антон Гостев подчеркивает, что повышение утилизационного сбора отрицательно повлияло на и без того падающий рынок сельхозтехники. По мнению эксперта, в 2023 году падение рынка составит 25%.

«Утилизационный сбор в среднем вырос в 4–5 раз, что повлекло за собой повышение конечной стоимости сельскохозяйственной техники. Тракторы мощностью 150–200 л. с. подорожали на 20–30%. В совокупности с тяжелым финансовым состоянием сельхозтоваропроизводителей, высокими переходящими запасами сельхозпродукции и резким падением курса рубля это не могло не повлиять на покупательскую способность и повлекло за собой снижение продаж. Аграрии вынуждены отказываться от обновления парка и ограничиваться восстановлением имеющейся техники», — говорит Гостев.
Источник фото: поле.рф
Источник фото: поле.рф

В видеоролике на YouTube-канале нижегородской группы компаний «Трактористы» (дилер техники зарубежных брендов), опубликованном в середине августа, сообщалось, что белорусский производитель тракторов МТЗ с 25 августа будет рассылать дилерам новые прайс-листы, в которых уже будет учитываться возросший утильсбор. Так, на один из самых популярных тракторов в сегменте от 90 до 130 л. с. — «Беларус-1221» — ставка утильсбора вырастет практически на миллион рублей: с 258 750 рублей до 1 млн 250 тыс. рублей.

Кто виноват и что делать?

В Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» неоднократно предупреждали, что столь резкое увеличение утилизационного сбора негативно повлияет и на без того плачевное положение российских сельхозпроизводителей. В сообщении ассоциации отмечалось, что больше всего пострадает сегмент тракторов 130-250 л. с., в котором российские и белорусские производители представлены слабо. Доминирующие позиции в нем занимали европейские и американские бренды, но после 2022 года дилерам пришлось перестроиться на рынки дружественных стран, в частности, Китая.

«Ценой огромных усилий дилеры нашли замену выпавшей продукции, перестроили процессы, наладили поставки техники и запчастей, сервисное обслуживание. И теперь в один момент все резко подорожает, а заменить по факту нечем — российской и белорусской техники в сегменте 130–250 л. с. в должном количестве просто нет», — говорилось в сообщении «АСХОД».

Член правления «АСХОД» Борис Веледницкий считает, что любая нестабильность нарушает эффективность, и резкое повышение утильсбора в совокупности с теми проблемами, что сейчас есть на рынке, скажется на рентабельности агробизнеса.

«Приведу такую аналогию: даже если механизм часов будет прекрасно работать, но стрелок не будет, мы не поймем, который час. То есть критично важны все элементы системы. И рост стоимости горючего, и падение цен на зерно, и повышение утильсбора — это все в совокупности влияет на положение сельхозпроизводителя и сказывается на применяемой агротехнологии и результатах его работы. Какому-то хозяйству может просто не хватить топлива в период уборочной, и оно потеряет часть выручки», — поясняет журналу поле.рф Веледницкий.

«По законам физики сила действия равна силе противодействия. Рынок моментально отреагировал на новые условия. Некоторые компании—продавцы иностранной техники первыми приняли удар на себя и ввели скидку для компенсации утилизационного сбора, то есть их клиенты почувствуют влияние повышения в меньшей степени», — добавляет эксперт.

Есть и еще один способ противодействия растущему утильсбору, пусть и не такой быстрый, как зафиксировать цены, — это локализация, ведь российские производители тракторов получают компенсации на размер утильсбора. В компании «Зумлион Хэви Индустри Рус» отмечают, что начали прорабатывать этот вопрос еще задолго до новостей об утильсборе.

«Мы уже планируем будущий сезон и более активно занимаемся реализацией стратегии развития на ближайшие три года, и главный вопрос — это локализация. С повышением утильсбора он стал еще более актуальным. Сейчас мы ускоряем эти процессы насколько можем. В ближайшее время сможем подробнее рассказать, с чего начнем свой проект по созданию производства по сборке тракторов в Башкирии. А пока мы ведем работу с нашими партнерами, предоставляющими финансовые инструменты приобретения техники, в частности, развиваем лизинг, так как видим, что основной упор делается на него. Недавно компания „Зумлион“ подписала соглашение о сотрудничестве с Росагролизингом, также мы ведем работу с другими партнерами, чтобы предложить аграриям привлекательные условия на нашу технику», — говорит Ринат Амиров.

В компании «АгроТехРуссия» поле.рф рассказали, что локализация тракторов Deutz-Fahr была осуществлена еще до повышения утилизационного сбора, поэтому планы по углублению производства техники никак не связаны с его повышением.

«Решение о повышении утилизационного сбора было принято без обсуждения с отраслевыми союзами и экспертами, но от этого никуда не денешься. Для стимулирования продажи техники мы разрабатываем финансовые программы, которые помогут нашим аграриям покупать технику на выгодных для них условиях. На данный момент у сельхозтоваропроизводителей еще есть возможность выбрать ту технику, которая была завезена в Россию до повышения утилизационного сбора. После того как техника со складов будет распродана, останется только возможность привлечения стороннего финансирования для приобретения ее по новым ценам. Для этого в данный момент совместно с одной из лизинговых компаний мы запускаем программу по продаже техники при помощи субсидируемого лизинга», — подчеркнул Антон Гостев.

Сбор есть, утилизации нет

Борис Веледницкий, член правления «АСХОД», акцентирует внимание также на том, что в отрасли до сих пор нет четкого понимания, как именно утильсбор помогает правильной утилизации техники.

«Если есть утилизационный сбор, то, наверное, должна каким-то образом организовываться утилизация техники. Пока что существует мнение, что он идет только на субсидии российским производителям», — считает эксперт.

Действительно, в России до сих пор нет четкой системы утилизации старой спецтехники, хотя разговоры о ней ведутся давно. В 2016 году тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал идею о создании специальной программы, аналогичной той, что существовала в автопроме с 2010 года (в 2019 году она была прекращена, но в этом году планируется ее перезапуск). Суть довольно проста: за сданный на утилизацию автомобиль покупатель получает скидку на новый. Программа рассчитана на поддержку отечественной автопромышленности, и в сельском хозяйстве могла бы тоже оказать положительный эффект. Но ее разработка пока заморожена.

Сейчас сельхозпроизводители должны сами заботиться о списании старой техники: ее можно сдать специализированным компаниям, в аккредитованный центр утилизации техники. Некоторые компании-производители предоставляют скидки за утилизацию старой техники. Например, в августе этого года «Лилиани» — российский производитель техники для агрологистики — запустил акцию: владельцы комбайнов могут сдать зерноуборочный комбайн и получить скидку на бункер-перегрузчик, зерноупаковочный агрегат или пластиковые рукава для хранения урожая. Правда, количество участвующей в программе техники ограничено.

Источник фото: «АгроТехРуссия»
Источник фото: «АгроТехРуссия»

Обновлять или не обновлять, вот в чем вопрос…

Никита Токмаков, фермер и агроблогер из Воронежской области, говорит, что пока не изучал вопрос повышения утильсбора, потому что из-за низких цен на зерно вопрос об обновлении техпарка даже не стоит.

«С текущими ценами на зерно и экспортными пошлинами вообще нет планов покупки новой техники, потому что растениеводство становится на уровень рентабельности около нуля, а по некоторых культурам даже ниже. Сейчас любое обновление и инвестиции на паузе, потому что непонятно, за счет чего жить и платить людям зарплаты», — говорит он.

В сельхозпредприятии АО «Важское» из Архангельской области поле.рф рассказали, что в 2023 году уже успели закупить технику по старым ценам.

«На этот год план по закупке техники у нас уже выполнен, поэтому пока мы не ощутили влияния нового утилизационного сбора на цену техники, но я думаю, все еще впереди. Курс доллара и евро тоже растет, а наша основная продукция — это молоко, на которое цены только стабилизируются, поэтому доходность хозяйства сильно упала, а расходы увеличились. Любое подорожание техники будет для нас очень чувствительным и серьезно повлияет на закупку», — говорит директор хозяйства Николай Белозеров.

Сергей Профатилов подчеркивает, что сельскохозяйственный рынок цикличен: хорошие по доходам годы чередуются с падением рынка.

«В 2020–21 годах продавцы техники неплохо зарабатывали и чувствовали себя хорошо. Прошлый 2022 год был искусственно простимулирован, многие хозяйства, опасаясь нехватки техники, закупались впрок и зачастую по любым ценам. Очевидно, что когда-то должна была наступить инвестпауза, что мы и увидели сейчас — замедление спроса. Это абсолютно нормальная ситуация, плюс ко всему год довольно сложный в плане доходов аграриев. Я думаю, что по итогам сезона 2023 падение рынка сельхозтехники составит 25%. Аграрии будут заниматься текущим ремонтом и модернизацией, покупать запчасти, чтобы поддерживать парк в работоспособном состоянии. А вот у дилеров, которые, испугавшись сложностей с поставками, завезли много техники, будут большие проблемы со стоками. Техники на складах уже скопилось очень много, и не понятно, кто будет ее покупать», — считает Профатилов.

Ринат Амиров в свою очередь выражает надежду, что с новым урожаем спрос на технику Zoomlion будет расти вопреки падению рынка. «Сейчас мы очень активно проводим демонстрации и испытания техники. Наша с дилерами задача — выполнить план продаж на этот год, техника уже в наличии, и мы прорабатываем мотивирующие условия для ее приобретения», — говорит он.

Генеральный директор «АгроТехРуссия» Антон Гостев согласен с коллегами по отрасли, что падение спроса есть.

«Часть сельхозтоваропроизводителей была вынуждена отказаться от приобретения сельхозтехники, так как бюджет на закупку был сформирован до повышения утилизационного сбора, часть аграриев ушла в „режим ожидания“, чтобы посмотреть, как дальше будут развиваться события на рынке. Однако есть и такие компании, которые не отказываются от своих планов и продолжают обновлять парк техники, даже несмотря на такое значительное повышение утилизационного сбора. Но в конечном счете повышение ставки утильсбора приведет к повышению себестоимости сельхозпродукции, а значит, к удорожанию продуктов питания», — резюмирует Гостев.

Аналитика цен на зерновые и комментарии экспертов. Подпишитесь на новости для фермеров в нашем Telegram-канале!