Начиная с середины 90-х годов по сегодняшний день ведутся активные исследования отличия страха от тревоги на нейробиологическом уровне.
Наибольший вклад в исследования страха и тревоги вносит американский исследователь Джосеф Леду. Именно он открыл роль миндалины в реакции страха и точно описал, что такое страх. Результаты его исследований страха и паники были коротко изложены тут: https://www.b17.ru/article/461684/
В настоящее время им проводятся исследования по изучению нейросетей тревоги.
Нас сегодняшний день можно определенно говорить, что при тревоге, в отличие от страха, не происходит выброса в кровь адреналина, а волнение нарастает медленно и зарождается непосредственно в префронтальной коре.
- Вентромедиальная часть префронтальной коры.
Это структура – конечная точка эмоционального мозга (лимбической системы), именно здесь мы осознаем свои эмоции. Именно здесь мы принимаем решение, успокоиться нам, или продолжать тревожится, готовясь к той или иной угрозе, представляя кучу событий «а вдруг…».
Биологической почвой предрасположенности к дезадаптивным формам беспокойства (тревоге) является нейротизм. Эта черта личности на 40% является генетически детерминированной и только на 40% она зависит от окружающей среды (еще 20% - воздействие случайных факторов).
Наша тревога – это система бдительности. И если какое-то «а вдруг…» кажется нам значительным, то идет сигнал в одно из ядер миндалины.
- Опорное ядро терминального тяжа.
Это, так называемая, расширенная миндалина (или продолжение миндалины). Это ядро не связано с выработкой адреналина, а связано с выработкой кортизола: запускается кортиколиберин (кортикотропин), вызывается реакция гипофиза, высвобождается АКТГ, который приводит к росту кортизола.
Главное отличие в работе кортизола при страхе и при тревоге – это то, что при страхе происходит быстрый выброс кортизола, а при тревоге большее его количество, ассоциированное с большим количеством стресса.
На физиологическом уровне это дает и отличный от страха и паники эффект – мышечное напряжение, проблемы со сном, головные боли и другие симптомы, отмеченные в критериях ГТР.
На сегодняшний день, кроме реакции на тревогу, известна еще и другая его функция - влияние на аппетит. Именно тут лежат проблемы ожирения или, наоборот, похудения обусловленные тревогой.
Благодаря работам Д. Леду в когнитивно-поведенческой терапии тревожные расстройства разделяют на 3 группы, что позволяет точно определять наиболее эффективные методы терапии:
1. Только страх- это специфические фобии и социальное тревожное расстройство, включающие только элементы страха. Например, когда человек боится только публичных выступлений. В данном случае применяется только поведенческая терапия.
2. Только тревога- это ГТР и социальное тревожное расстройство включающее только опасения оценки со стороны других людей, когда негативная оценка может происходить в большом количестве социальных ситуаций. В этом случае применяется только когнитивная терапия.
3. Сочетание страха и тревоги – это паническое расстройство, где паника – это страх, вызванный внутренними ощущениями, а ожидание панической атаки – это тревога. В данном случае применяются и поведенческая экспозиция и когнитивное реструктурирование.
На консультацию можно записаться в WhatsApp по телефону 8-913-731-82-46, или оставить заявку здесь: https://www.b17.ru/dmtr/
Автор: Антонов Дмитрий Львович
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru