1992 год. Калифорния. Глядя в зал, срывающимся голосом Иосиф Бродский читал стихотворение "На независимость Украины". Знал ли поэт тогда, что его слова окажутся пророчеством?
Диссидент или русский поэт
Иосиф Бродский родился в 1940 году в Ленинграде. В раннем детстве пережил ужасы блокады. Его юность была необычной — он покинул школу в 15 лет, но начал писать стихи и заниматься переводами иностранных авторов. В 1972 году он был вынужден уехать в США, где работал в Мичиганском университете, а затем перебрался в Нью-Йорк. Там он продолжал писать стихи, создавать книги и преподавать в различных учебных заведениях.
В 1987 году Бродский был удостоен Нобелевской премии по литературе. Это награда пришла для него неожиданно, но подтвердила его выдающуюся роль в мировой поэзии.
Бродский, известен как диссидент, который эмигрировал из Советского Союза в поисках свободы и независимости, был почитаем и уважаем в либеральных кругах. Он символизировал человека, осмелившегося покинуть советскую реальность и стремившегося к лучшей жизни.
Однако, стихотворение "На независимость Украины" сильно отличается от других его произведений. Поэт это понимал и подчеркнул его значимость перед первым публичным чтением в 1992 году в еврейском центре Пало-Альто, в Калифорнии.
Он неоднократно читал "На независимость Украины", в том числе в 1994 году в Куинз-Колледже в Нью-Йорке. Однако, несмотря на это, стихотворение так и не вошло в сборники произведений Бродского, ни при жизни, ни после смерти поэта. В частности, оно не попало в сборник "Стихотворения Иосифа Бродского" в 2001 году, а также было исключено из двухтомника стихотворений, под редакцией Лосева, который вышел в 2011 году.
Скандальное стихотворение
Причина такого отношения к этому поэтическому произведению заключалась в том, что эти стихи были нацелены не против СССР, а против независимой Украины.
О том, что же именно поэт хотел сказать в этом стихотворении долго шли литературоведческие споры. Однако, события последних лет объясняют многое из написанного Бродским.
Кажется, что он предвидел, что будет происходить. Его душа болела от осознания того, что границы, прочерченные Лениным, разделят один народ на две стороны.
"Говорил... о разрыве, который сам воспринимал, как катастрофу. Катастрофу глубоко личную, когда на его глазах рушилось единство истории, культуры, людей", - охарактеризовал произведение журналист Александр Чаусов.
И кажется, что лучше не скажешь. Ведь эти жесткие, хлесткие выражения поэта и есть следствие ярости от осознания грядущей неминуемой беды. Тогда поэта не поняли, но сейчас его слова мало кто не признает пророческими.