Найти тему
В твердом переплете

Трудно быть или не быть

Журналист Сергей Алексеев:

Стругацкие «Трудно быть богом»

#читатель_пишет

Некоторые замечания о повести «Трудно быть Богом» братьев Стругацких

С некоторым трепетом жду, как по крайней мере один из моих глубокоуважаемых оппонентов объявит, что вслед за Толстым устарели и куда более молодые с учетом временной шкалы братья Стругацкие.

Но сбрасывать с парохода современности повесть «Трудно быть Богом» (ТББ) я бы не спешил. Наряду с «Жуком в муравейнике» ТББ - это не фантастика в чистом виде, а выползшая за пределы жанра могучая проза с философическими и социологическими вкраплениями, которые за прошедшие с момента написания 60 лет не то что не устарели, а, пожалуй, и помолодели.

Ничего не напоминает - «Умные не надобны. Надобны верные», «Вслед за серыми приходят черные»? Вот и мне вольно дышится в освобожденном Арканаре, за что я сердечно благодарен его отцам-основателям - лучшим наряду со Станиславом Лемом фантастам восточной Европы - Аркадию и Борису Стругацким.

Главная проблема повести не в том, что историк (а не прогрессор) с Земли, разведчик Мира Полудня Антон Румата Эсторский разъ...ал весь этот Арканар к е...ой матери, а в том - надо ли вообще было туда забираться? Надо ли вторгаться в неподвластное человеку и человечеству? Чтобы спасать художников, поэтов, интеллигенцию вообще из лап дона Рэбы и его присных и строить на этом фундаменте освобожденный Арканар, где немедленно легко не то что задышется - запоется.

Стругацкие полагали, что не надо. И получили за это по полной программе от ура-патриотов всех мастей и даже от собрата по перу Михаила Харитонова, который нацарапал огромный романище «Факап», вдоволь оттоптался на Мире Полудня, после чего и отбыл к праотцам, успев деконструировать Стругацких.

Что же касается романного Арканара, то наблюдать можно, теоретизировать, изучать, но вмешиваться, дабы наступить на уже изобретенные Отечеством грабли - ни Боже мой. Иначе - на руках не земляника, а кровь, и Румата, как ни прискорбно, - устроил геноцид и стал убийцей. В каком-то смысле серийным.

И не понял, что его возлюбленную Киру убили вовсе не подосланные доном Рэбой люди, а гораздо более изощренный и опасный человек.

Но Антон - землянин, коммунар-романтик, где ж ему разобраться в средневековом капкане, в который он угодил прямиком из утопии. Алексей Герман в любопытном фильме по мотивам повести Стругацких эту мысль расширил, углубил и погрузил в густейшую атмосферу пессимизма, отчаяния и экзистенциального ужаса, который не снился даже Жан-Полю Сартру.

Между тем замысел гениальной книжки, впоследствии блестяще расширенный и реализованный в «Жуке в муравейнике», довольно прост: НЕТ И НЕ БУДЕТ НИКАКОЙ УТОПИИ, СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПРАВДЫ в любых человеческих построениях, касающихся общественных процессов.

Не будет Царствия Божьего на земле. Его строители обречены запачкать руки в крови.

Сок земляники будет в царстве, которое не от мира сего.

Туда уже попали авторы ТББ вместе со своими героями.

Но уходя, они оставили нам эту истину.

И, кажется, напрасно.