Спрятать голову, как страус в песок – в этой метафоре можно выразить суть защитного механизма психики изоляция.
Малыш долго капризничает, протестует против чего-то плачем или что-то слёзно просит, а потом вдруг засыпает. Окружающие могут сказать, что он устал. На самом деле его психика не может больше оставаться в непереносимой для малыша реальности и проваливает его в другую данность. То есть реальность не отрицается, а психика переключается на что-то иное.
Так срабатывает защитный механизм психики – изоляция.
Приведу другой пример. Ученик в классе, после долгих летних каникул изо всех сил слушает учителя, думает над сложными для него задачами, пытается держать себя в рамках требуемой дисциплины. Но окружающие говорят, что он вместо работы на уроке «витает в облаках». Происходит это потому, что выполнять всё перечисленное одновременно для него может оказаться слишком сложным. Его психика ищет избавления и переключается на более спокойные и простые объекты, например, ворон за окном. И школьник может в это время настолько изолироваться от неприемлемой для него действительности, что на самом деле не слышать и не замечать происходящего в классе.
Чем можно помочь ребёнку в таких случаях, особенно в начале учебного года?
- снизить нагрузку: не подключать сразу к учёбе в школе посещение кружков и секций;
- не организовывать сразу работу с репетиторами. Повторять программу предыдущего года ребёнок будет ещё весь сентябрь вместе со всем классом, дайте ему на это время;
- снизить ваши собственные требования и ожидания – постепенное вхождение в учёбу может предотвратить быстрое выгорание;
- наладить режим сна и отдыха. Отдых должен быть разнообразным и действительно восстанавливающим силы;
- проанализируйте, такая реакция у ребёнка бывает только на школьную деятельность или замечается и при других ситуациях, в которых требуется концентрация внимания;
- если психика часто прибегает к изоляции, то возможно человеку сложно понять, выявить и прожить истинные чувства. Например, усталость или раздражение, скуку или печаль, злость или гнев. Здесь вам помогут упражнения и трансфармационные игры, направленные на развития навыков понимать себя и свои эмоции, а также проживать их:
Как научить ребёнка понимать себя и свои чувства. Семейка Гномс
Упражнение на сканирование своих чувств и эмоций для взрослых
- проанализируйте вашу семейную ситуацию. Напряжение в семье может быть связано с потребностью психики ребёнка «включать» изоляцию.
Защитный механизм психики изоляция может также развиваться при неблагоприятной атмосфере в семье, чрезмерном давлении на ребёнка и большого количества требований к нему в сочетании с запретом на выражение недовольства. При этом «чрезмерное» и «большое количество» - не с точки зрения взрослого, а исходя из способностей и возможностей ребёнка.
Отмечу, не стоит думать, что такая защитная реакция исключительно вредная. Как и другие психологические защиты, изоляция служит для создания комфортной ситуации внутри человека, когда это невозможно сделать во вне. Прорабатывать с психологом такую защитную реакцию имеет смысл, если изоляция переходит в тенденцию и мешает ребёнку хорошо учиться и коммуницировать с окружающими.
(Автор фото и текста - я, Екатерина Степанова)
На консультациях мы можем с вами разобраться с психологическим состоянием вас и ваших детей. Записаться можно здесь в лс или в WhatsApp 8-916-694-42-28
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru