Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Что делать, если школьник «считает ворон» и «витает в облаках»? Изоляция как психологическая защита

Спрятать голову, как страус в песок – в этой метафоре можно выразить суть защитного механизма психики изоляция.

Малыш долго капризничает, протестует против чего-то плачем или что-то слёзно просит, а потом вдруг засыпает. Окружающие могут сказать, что он устал. На самом деле его психика не может больше оставаться в непереносимой для малыша реальности и проваливает его в другую данность. То есть реальность не отрицается, а психика переключается на что-то иное.

Так срабатывает защитный механизм психики – изоляция.

Приведу другой пример. Ученик в классе, после долгих летних каникул изо всех сил слушает учителя, думает над сложными для него задачами, пытается держать себя в рамках требуемой дисциплины. Но окружающие говорят, что он вместо работы на уроке «витает в облаках». Происходит это потому, что выполнять всё перечисленное одновременно для него может оказаться слишком сложным. Его психика ищет избавления и переключается на более спокойные и простые объекты, например, ворон за окном. И школьник может в это время настолько изолироваться от неприемлемой для него действительности, что на самом деле не слышать и не замечать происходящего в классе.

Чем можно помочь ребёнку в таких случаях, особенно в начале учебного года?

  • снизить нагрузку: не подключать сразу к учёбе в школе посещение кружков и секций;
  • не организовывать сразу работу с репетиторами. Повторять программу предыдущего года ребёнок будет ещё весь сентябрь вместе со всем классом, дайте ему на это время;
  • снизить ваши собственные требования и ожидания – постепенное вхождение в учёбу может предотвратить быстрое выгорание;
  • наладить режим сна и отдыха. Отдых должен быть разнообразным и действительно восстанавливающим силы;
  • проанализируйте, такая реакция у ребёнка бывает только на школьную деятельность или замечается и при других ситуациях, в которых требуется концентрация внимания;
  • если психика часто прибегает к изоляции, то возможно человеку сложно понять, выявить и прожить истинные чувства. Например, усталость или раздражение, скуку или печаль, злость или гнев. Здесь вам помогут упражнения и трансфармационные игры, направленные на развития навыков понимать себя и свои эмоции, а также проживать их:

Как научить ребёнка понимать себя и свои чувства. Семейка Гномс

Упражнение на сканирование своих чувств и эмоций для взрослых

  • проанализируйте вашу семейную ситуацию. Напряжение в семье может быть связано с потребностью психики ребёнка «включать» изоляцию.
-2

Защитный механизм психики изоляция может также развиваться при неблагоприятной атмосфере в семье, чрезмерном давлении на ребёнка и большого количества требований к нему в сочетании с запретом на выражение недовольства. При этом «чрезмерное» и «большое количество» - не с точки зрения взрослого, а исходя из способностей и возможностей ребёнка.

Отмечу, не стоит думать, что такая защитная реакция исключительно вредная. Как и другие психологические защиты, изоляция служит для создания комфортной ситуации внутри человека, когда это невозможно сделать во вне. Прорабатывать с психологом такую защитную реакцию имеет смысл, если изоляция переходит в тенденцию и мешает ребёнку хорошо учиться и коммуницировать с окружающими.

-3

(Автор фото и текста - я, Екатерина Степанова)

На консультациях мы можем с вами разобраться с психологическим состоянием вас и ваших детей. Записаться можно здесь в лс или в WhatsApp 8-916-694-42-28

Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц