Найти тему
EdDesign Mag

Зеленая школа: учиться без вреда для окружающей среды

Чистый воздух, окрестности, утопающие в зелени, и горы на горизонте 一 в таком месте находится южноафриканская «Зеленая школа» (Green School South Africa). Она уникальна тем, что интегрирует экологичность во все аспекты учебной программы: от математики и естественных наук до искусства и музыки. Школьники здесь изучают общеобразовательные предметы и подходы, которые формируют бережное отношение к природе через призму устойчивого развития.

Мы поговорили с Альбой Брандт, соучредительницей «Зеленой школы», и Андреа Хофмейр, руководительницей отдела маркетинга и проектного офиса, о том, как экологичность встраивается в школьную среду и школьное здание, учебную программу и педагогическую философию.

Фото: Green School South Africa
Фото: Green School South Africa

Школьное здание и устойчивое развитие

一 Почему вы решили открыть одну из «Зеленых школ» именно в Южной Африке?

Альба Брандт, соучредитель «Зеленой школы»:

«Такие решения всегда приходят в попытке закрыть определенную потребность, которую иначе закрыть не получается, кроме как создать что-то самому. Мы открыли школу, в которой смогли добиться баланса между устойчивостью, дружественной средой и, самое главное, ориентацией на индивидуальность каждого конкретного ребенка, когда у детей формируется понимание, что ты ценен сам по себе. Когда не нужно никому доказывать свою состоятельность и есть ощущение «тебя самого достаточно».

Но чтобы этот индивидуальный подход сработал, нужна сфокусированная на этом среда, отличная от среды обычной школы. Прежде всего речь о материальной среде.

Мы брали, может, не всегда практичные, но всегда натуральные материалы. Да, что-то можно быстро сломать, разбить, но в этом и суть – научиться относиться к окружающему пространству бережно и осторожно. Даже тарелки и столовые приборы, которые мы используем в столовой, ー все они ручной работы, и это совершенно другие ощущения от посуды. Если ты чувствуешь связь с вещами, то и взаимодействуешь с ними по-другому, более бережно. Сколько у нас за это время разбилось тарелок? Очень мало. Даже для детей младшей школы мы используем довольно тяжелые, взрослые тарелки. Но они настоящие, как дома. И дети очень хорошо с ними обращаются».

一 Влияет ли расположение школы на ее смысловое наполнение?

Андреа Хофмейр: Нам повезло, что у нас есть эти восемь гектаров земли, и мы не являемся городской “школой-стеной”. Как можно создать природную среду в городских районах? В нашей школе учителя и дети не заперты в школьных классах. Например, гора, которую видно из окон и из двора, напоминает ученикам, педагогам и нам самим о гигантском мире, который находится за пределами здания.

С самого начала все в школе было продумано с учетом интересов учителей и детей. Все должно способствовать тому, чтобы школьники хотели здесь учиться, а педагоги ー работать. В таком случае и проблем с нехваткой кадров не будет. Мы думаем об экологии и устойчивом развитии, а как иначе, когда вокруг такая красота?

  • «Зеленая школа» находится возле города Паарл (Западно-Капская провинция ЮАР). Кампус площадью 8 га расположен в солнечной долине с большим количеством зелени. В школе нет забора и стадиона. Вместо них разбит сад, в котором построено несколько малоэтажных зданий в пастельных тонах.
  • Школа является частью глобального движения «Зеленая школа», которое зародилось на Бали в 2008 году благодаря предпринимателям Джону и Синтии Харди. Они задумались о том, как дать своим детям хорошее, осмысленное образование, но не нашли учебные программы, соответствующие их ценностям, и решили взять дело в свои руки. Из владельцев ювелирного бизнеса семья Харди переквалифицировалась в образовательных управленцев. В основе концепции «Зеленой школы» лежит воспитание детей экологически ответственными и социально сознательными гражданами мира.
  • Перерывы между уроками длятся столько же, сколько урок 一 45 минут. Это сделано для того, чтобы у детей было достаточно времени для игр, развития социальных навыков и совместного приема пищи.
  • Первая школа открылась на Бали, сейчас «Зеленые школы» работают в Новой Зеландии и Южной Африке, в ближайшее время филиал появится в Мексике.

一 Не кажется ли вам, что в последнее время понятием «устойчивое развитие» многие злоупотребляют и говорят о нем только потому, что оно дает преимущество в маркетинге? Что для вас это понятие?

Это трудный вопрос, который мы часто обсуждаем внутри компании. Я не думаю, что можно сходу определить, что такое устойчивое развитие. Мы определили для себя важные для нас аспекты устойчивого развития. Например, возвращаем окружающей среде то количество энергии, которое потребляем.

Еще один аспект – сокращение нашего углеродного следа за счет локальности: мы решили закупать все необходимое у поставщиков, которые находятся близко к школе. Мы стартовали с 50 километров и были рады, что у нас это в итоге получилось.

一 Вы нашли у местных производителей все материалы для школы, даже мебель?

Да, мебель изготовлена из южноафриканской древесины и производится здесь недалеко, всего в 50 километрах. Дизайнеры часто просто просматривают каталоги с мебелью и не задумываются, откуда взялись те или иные материалы. Мы же уделили этому вопросу больше внимания.

一 Можно ли назвать стратегию, когда все берется из локальной местности, своеобразным восстановительным дизайном?

Да, это восстановление, например, биоразнообразия. Когда мы эту землю получили, здесь не было ничего, кроме песка и глины. Все растения, которые вы видите в нашем саду, ー это растения, которые могли бы расти в этом районе. Каждое дерево, кустик ー все эндемично.

В кампусе есть собственные водоочистные сооружения, которые качают воду из нашей скважины и очищают ее для питья. У нас есть оборудование, которое очищает использованную воду, чтобы она могла вернуться в природную систему водоснабжения. Для полива растений мы используем воду из реки Берг, которая течет рядом со школой. Сточная вода возвращается обратно в реку через ливневые стоки и естественным путем.

Есть и другие примеры. Мы уделили особое внимание экологичности строительных материалов и их компонентов, потому что это важно для будущего. Те материалы, которые могли вызвать загрязнение почвы, воды и воздуха, мы заменили на экологически чистые.

На этапе строительства у нас были профессиональные консультанты, которые помогали выбирать материалы. Некоторые стройматериалы они нам запретили использовать, потому что определенные химические вещества при попадании в землю могли нанести ущерб природе. Например, вы можете купить краску в магазине, покрасить стену и совершенно не осознавать, насколько эта краска токсична для атмосферы, как она ухудшает качество воздуха. Или трубы из ПВХ, которые часто используются для подачи грунтовой воды или сточных вод. ПВХ выделяет химические вещества в почву, которые затем попадают в реки и океаны. Мы нашли альтернативы всем вредным продуктам как раз с помощью профессиональных консультантов.

一 Дорого ли стоит такое строительство?

Зачастую самый экологичный способ строительства является и самым дорогим, поэтому иногда приходится идти на компромисс. У нас получилось и соблюсти цели устойчивого развития, и не ударить по бюджету. Везде нужен правильный баланс. Например, экологически чистые краски имеют меньший срок службы. Это значит, что приходится чаще перекрашивать. Соответственно, значительно увеличиваются затраты по сравнению с более долговечными обычными красками. Тут возникает вопрос об экологичности и балансе: покупать краски, не содержащие химикаты, но постоянно требующие обновления (и, кстати, увеличивать вредные выбросы, потому что заводы начнут производить больше этой эко-краски), или пользоваться красками с вредными примесями, но которая крепко держится, долго не смывается и не отслаивается, и можно красить ей крышу один раз в пять лет. Всегда есть вопрос баланса.

У нас было фантастическое местное агентство экологического консалтинга, и мы сверяли с ними каждую мелочь. Через них мы нашли самый экологически чистый южноафриканский кирпич, не содержащий вредных примесей. У нас было пять вариантов. Совсем рядом с нами находится кирпичный завод, где делают кирпич из местной глины. Но выяснилось, что в их кирпичах слишком высокое содержание одного вредного химического вещества. Поэтому нам пришлось везти кирпич из соседнего региона.

一 Обычно современные школы очень яркие и красочные, но ваша выглядит совсем по-другому. В некоторых пространствах вы вообще не использовали краску.

Да, мы не красим наши здания. Все серо-бежевые стены ー на самом деле обычная известковая штукатурка. Если вы бывали на винодельческих фермах, то наверняка видели там такую белую штукатурку. Она прекрасна, в ней нет цемента. Цемент содержит невероятное количество химикатов, поэтому, насколько это было возможно, мы исключили его из процесса строительства.

Эта штукатурка водонепроницаема, хорошо сцепляется со стенами. А цвет ей придает песок, который мы брали прямо на нашей территории. Детям нравится писать и рисовать на этих стенах. С них легко удаляется мел, поскольку сама штукатурка мягкая. На самом деле, это не стены, а самые настоящие холсты, на которых наши дети могут творить.

В нашей школе вообще все весьма нейтральных цветов, простое, спокойное. Обычно в такой цветовой атмосфере ощущается нехватка определенного рода ощущений. Но в нашей школе этого не происходит: у нас сочетаются различные текстуры, разнообразные звуки и даже запахи, которые доносятся из нашего сада.

一 В кампусе используются вентиляторы. У вас совсем нет кондиционеров?

Да, мы стараемся, насколько это возможно, использовать естественное кондиционирование. На территории есть навесы и тенты, защищающие нас от солнечных лучей. И с точки зрения архитектурных решений здания расположены таким образом, чтобы можно было обеспечить естественную вентиляцию помещений.

А еще у нас есть система водяного отопления, которая находится в полу. Зимой мы устанавливаем ее на нагрев, летом 一 на охлаждение. Таким образом, пол является нашим средством контроля температуры.

Еда, кухня и сад

一 У вас потрясающий сад. Вы проводите в нем занятия?

Да, в саду проходят занятия по экологии, «зеленые уроки». Малыши исследуют камни, двигают их, рассматривают, дети постарше сажают семена, выращивают фрукты и овощи. В основном мы выращиваем сезонные овощи; сейчас это шпинат, чили, морковь. У каждого класса есть свои обязанности по саду. В начале учебного года дети начинают ухаживать за определенными грядками или деревьями и в течение учебного года продолжают заботиться о них. Так ребята могут наблюдать весь природный цикл: как и что изменяется, растет. Еще на территории школы есть небольшой курятник, пятиклассники ухаживают за курами.

Мы не просто говорим о принципах экономики замкнутого цикла, которая очень устойчива, мы живем по этим принципам. Мы сами выращиваем продукты, перерабатываем, готовим, едим, а остатки компостируем, то есть они опять возвращаются в сад. «Зеленая школа» построена как замкнутый цикл с нулевыми пищевыми отходами, что является для нас большой победой.

Большое количество свежих фруктов, овощей, круп и макаронных изделий поставщики нам привозят без упаковки, чтобы свести к минимуму утилизацию отходов. На кухне у нас стоят баки для раздельного сбора отходов. В саду есть небольшие тележки для тех отходов, которые подлежат компостированию. Дети с раннего возраста учатся понимать, из каких материалов сделан тот или иной предмет и как его можно переработать. Если они не знают, можно ли бросать ту или иную вещь в конкретную тележку – они подходят взрослым и спрашивают.

Мы не производим мусор, мы ничего не отправляем на свалку, но отдаем на вторичную переработку, что также является частью регенеративности. Например, в прошлом году на утилизацию мы отдали около 11,5 тонн отходов, что очень много для зеленой и устойчивой школы. Мы очень верим, что благодаря таким подходам наши ребята, когда вырастут, будут более осознанно относиться к тому, что покупают и что потребляют.

一 Вы готовите всю еду в школе?

Да, наши «садовая» и «кухонная» команды обсуждают меню на предстоящую неделю. Мы ежедневно готовим для 250 человек. В нашем кофейном уголке дети и родители могут приобрести круассаны и веганское печенье. Мы не рекомендуем детям приносить в школу упакованную еду, потому что родители могут положить чипсы и йогурт, упаковка которых не подлежит вторичной переработке.

Фото: Green School South Africa
Фото: Green School South Africa

一 Все питание в кампусе строго вегетарианское?

У нас здоровая и органическая кухня без животных жиров и масел. Животное мясо не подходит для нашего кампуса. Если положить в садовую компостную яму мясные обрезки, то они привлекут грызунов и вредителей, в результате чего весь компост станет негигиеничным, и его нельзя будет использовать для сада. Мы исключили мясо в кампусе по практическим соображениям, а не потому, что выступаем за вегетарианскую диету. Дома я по-прежнему готовлю куриные грудки и рыбу.

Школьная программа

一 Какого типа учебной программы придерживается школа?

Мы следуем учебному плану Bali Green School и добавили в свою программу элементы их лучших мировых учебных программ. Как и все другие «зеленые школы», мы аккредитованы на местном уровне, в нашем случае в департаменте образования Западного Кейпа. По окончании школы ребенок получает сертификат регионального департамента образования.

Мы также пользуемся трехсторонней пересекающейся системой обучения, которая включает в себя повышение квалификации, эмпирическое обучение и тематическое обучение. Физика, естественные науки, биология и география преподаются комплексно. Например, несколько недель назад дети работали у реки, чтобы провести оценку состояния воды. Они взяли пробы из реки 一 это химия, изучили живущие там организмы 一 это биология. Затем они поговорили о течении реки, ее истоках 一 это уже география.

一 Если я правильно понимаю, вы применяете междисциплинарный подход? Есть ли у вас лаборатории для проведения экспериментов и исследований?

Верно, мы за междисциплинарность. Школьникам интересно узнать про качество речной воды 一 и для этого можно использовать разные инструменты. Но традиционные эксперименты в традиционных лабораториях мы не проводим, потому что отказались от использования химикатов. Мы не можем позволить себе выбрасывать в атмосферу токсичные элементы и металлы, образующиеся в ходе экспериментов: медь, магний и другие опасные вещества.

Наша зеленая кухня 一 это лаборатория, потому что там не только готовят еду, но проводят альтернативные научные эксперименты. Мы практикуем эмпирический подход и используем для экспериментов фрукты и природные химические вещества.

Какой штат у вашей школы?

В школе работают двадцать два педагога и административная команда, включающая меня и Альбу. Плюс у нас есть люди, ухаживающие за садом, и большая команда на кухне.

В классе двадцать учеников и два учителя, получается соотношение 1:10. Опытному старшему преподавателю помогает младший преподаватель, только что окончивший колледж. Младшие учителя, работающие по двухлетним контрактам, обогащают свежей энергией педагогический коллектив, а сами при этом приобретают опыт и педагогические навыки.

Они могут подать заявление, чтобы остаться с нами и дальше. Однако мы поощряем их знакомиться с мировой системой школьного образования, поскольку они молоды, и мы не хотим, чтобы они оказались в ловушке одной педагогической системы.

Два наших младших преподавателя, вдохновленные идеей устойчивого развития, сделали карьеру в этой области, но за пределами преподавательской деятельности. Более того, через наши социальные контакты мы нашли вариант отправить другого младшего учителям в бразильскую школу, чтобы он мог получить опыт и знания об устойчивом развитии в социальном секторе.

一 Я знаю, что вы практикуете квест-проекты. Можете рассказать про них подробнее?

Давайте я объясню на примере. Год назад один из учеников 8-го класса делал исследовательский проект в нашем саду: он собирал лекарственные травы, определял свойства, изучал. На основе его исследований чайный специалист приготовила разные травяные чаи 一 каждый со своим эффектом, например, успокоительный, восстанавливающий и т.д. Это и есть квест-проекты (от англ. quest 一 поиск).

Вообще наш сад 一 это первое, что видят дети и их родители, когда входят в наш кампус. Это не стерильная среда, а огромное природное пространство. Мы учим детей исследовать настоящую окружающую среду. В какой-то момент вас ужалит пчела, да, такие вещи случаются. Я знаю, что у нас, например, есть змеи. Но я не могу вселять в детей страх и тревогу из-за того, что я чувствую себя неуверенно. Поэтому всех учеников мы учим проводить оценку рисков. Малыши приходят на прогулку, и воспитательница спрашивает: «Здесь высокая трава, а кто живет в такой траве?». Мы просвещаем детей, доносим до них важную информацию таким образом, чтобы она не вызывала тревоги и страха.

Сентябрь 2023

Читайте далее: