Только начался учебный год, а кто-то из ребят уже слёг с высокой температурой. Мои дети, наоборот, чаще на каникулах начинают ощущать недомогание. Казалось бы, радуйся – можно ничего не делать! Но тело, которое в школьные дни находилось в напряжении, падает на кровать, вывешивая лозунг: «Могу расслабиться! Не трогайте меня!»
Наш организм устроен удивительно разумно. Пока мы находимся в стрессе, то есть в готовности бить, бежать, прятаться, он останавливает все «ненужные» в данный момент процессы. Например, пищеварение. Зато активируется дыхание, сердцебиение, возрастает уровень сахара в крови, чтобы быстро двигаться.
Часто мы неделями и месяцами находимся в возбуждённом состоянии. Наше тело просто не успевает восстанавливаться, потому что один стресс плавно переходит в другой.
В основе нейроинтеграции лежит внимательное наблюдение за своим состоянием. Первое, что я предлагаю клиентам: фиксировать степень активации своей нервной системы хотя бы несколько раз в день.
Нейроинтеграционная шкала
Очень кратко. Наша нервная система может быть в нормальном состоянии (по-другому – в зелёной зоне). В это время мы адекватно реагируем на любой входящий сигнал. Спокойно анализируем происходящее и решаем, как сейчас разумнее поступить: пропустить мимо ушей или, наоборот, жёстко отстаивать свои позиции. На шкале норма – это от -3 до +3.
Когда кортизол зашкаливает, и мы не успеваем отдыхать, то постепенно сдвигаемся в красную зону – от +4 до +10. Чем выше накал, тем ярче ощущения. Простой хлопок превращается для нас в грохот, от которого мы подпрыгиваем на месте. Свет лампочки ощущается как прожектор, направленный в глаза. Любимый дезодорант мужа воняет невыносимо. Всё вокруг слишком: слишком громко, слишком ярко, слишком ощутимо.
В обратную сторону от -3 до -10 наша чувствительность снижается. Сначала просто всё воспринимается как через толщу воды или вату, потом даже если нас тыкать иголкой, мы не реагируем. К -10 нет такой плюшки, которая заставит нас сдвинуться с места. «Ничего не хочу!» - жёсткое выгорание.
Из переписки с клиентами
Поначалу бывает сложно уловить разницу между фиксацией эмоций и интеграционного состояния. Кажется, что если я сейчас готов расплакаться – это минус. У меня пар из ушей идёт – это плюс. Если улыбаюсь – значит в зелёной зоне. Всё так, да не так.
Клиент 1: Тело хочет лежать -5, а мозг бежит решать проблему +6
Я: Хотелось бы подробностей. Нервная система или активирована в плюс (при этом тело может падать от усталости) или с трудом пропускает импульсы (тогда ощущение, что доходит как через вату, не можешь сосредоточиться, такой: "я не тормоз").
Клиент 2: Сижу на совещании, скукотища. Пришел коллега, пытается вникнуть. Перехватить инициативу, но сам слабо понимает в предмете совещания и технических вопросах. Настроение переходит на минус.
Я: Настроение и уровень активации – это разные вещи. Может быть скучно – и это подбешивает, а может скучно, и я в дзене... думаю о своём…
Моё тело сигналит мне
Для себя я нашла телесные маркеры уровня активации своей нервной системы.
Если не возражаете, начну издалека. Лет пятнадцать назад все вокруг стали говорить о болячках. Я человек очень мнительный и тут же поставила себе разные диагнозы. А чтобы точно знать, сколько мне жить осталось, отправилась в частную клинику и попросила провести полный чек моего организма.
Врач посмотрел на меня с улыбкой: девушка, это вы устали и чувствуете нервные импульсы – отдохните и всё пройдёт. И отказался отправлять меня на анализы.
Через несколько месяцев я, ещё больше себя накрутив, записалась на приём в лечебницу на другом конце города. Открываю дверь: картина Репина «Не ждали»! В кабинете сидит тот самый врач!
Ах так, сказал он и назначил мне все возможные диагностические процедуры – чтоб мне было и противно, и дорого. Когда я вернулась к нему с результатами обследования, он довольно произнес: «Убедилась? Это нервные импульсы! Выспись и ни о чем не думай!»
И только благодаря обучению у Катерины Ленгольд у меня, наконец, сошлось, насколько доктор был прав. Теперь я точно знаю, что, если ощущаю покалывание в боку, значит, мои эндорфиновые рецепторы перестали блокировать болевые сигналы.
То есть это приблизительно +7+8. И тогда уже не важно, что станет триггером – задача по математике у дочки, не заправленная кровать у сына или просчёт сотрудника. И реакция может быть любая – от крика и топанья ногами до истерического хохота сквозь слёзы. Главное, что она не будет адекватна. И рецепт всё тот же – нужно отдохнуть.
Когда у меня +5+6 я ощущаю покалывание на щеке – ровно там, куда нужно приложить лёд или что-то холодное, чтобы через блуждающий нерв включить парасимпатику.
Научиться распознавать +4 мне помог обыкновенный фитнес браслет, подаренный на день рождения. О моих непростых с ним отношениях можно почитать здесь ⬇️⬇️⬇️
Сначала я им только шаги считала, всё пыталась ходить по десять тысяч в день. А на его вибрации не обращала внимания, думала, что приходят сообщения на мобильном.
А потом заметила, что браслет сигналит мне: успокойся! И происходит это в, казалось бы, тихие спокойные моменты.
Например, я сажусь билеты покупать или документ какой-то нужно отправить. Никто меня не торопит. Но сердцебиение учащается!
Наверно, боюсь ошибку допустить. И от того, что тревожусь, становлюсь менее внимательной? Теперь я всегда делаю одну-две практики на расслабление и фокусировку, прежде чем с документами работать.
Отзывается? Умеете ли вы считывать сигналы своего тела? Если хотите научиться не только находить себя на шкале нейроинтеграции, но и освоить практики для своевременной корректировки состояния, приходите ко мне на консультацию. Запись здесь – https://t.me/Lana_Solntce. Диагностическая беседа бесплатная.
Солнечного настроения, лёгкости, жизнерадостности и работоспособности! О том, как сберечь нервы на канале отдельная подборка. Там много практических советов. Пробуйте и делитесь, что понравилось 🥰