Найти тему

История усадьбы Михалково

Давайте сегодня погуляем по старинной московской местности – поедем в усадьбу Михалково.

Изначально это была любимая усадьба Екатерины Дашковой. От наследия самой просвещённой дамы екатерининского времени не осталось, конечно, ничего, но это не помеха: поразмыслить о том, что когда-то здесь гуляла воспитанница вице-канцлера Воронцова, а в тени деревьев читала Дидро, Вольтера и Руссо (в том числе письма от этих великих Просветителей) – может оказаться приятно. А так она здесь прожила около 5 лет. Для тех, кто не в курсе, кто это – напомню: статс-дама княгиня Екатерина Дашкова, соратница Екатерины II по дворцовому перевороту 1762 года, директор Академии наук.

Кстати, когда Екатерина Дашкова поехала в первый раз за границу, паспорт она выправила на фамилию Михалкова – хотела путешествовать инкогнито. Екатерина Дашкова перед своим первым отъездом за границу для покрытия долгов продала Михалково своему дяде и опекуну — государственному канцлеру графу Никите Ивановичу Панину. Тот же преподнёс имение в дар своему любимому брату — генерал-аншефу Петру Панину.

При нём развернулось масштабное строительство единого усадебного ансамбля. Говорят, что ради этой затеи он пригласил своего друга — архитектора Баженова. Именно его авторству приписывается возведенный в Михалкове в 80-е годы XVIII века псевдоготический комплекс построек.

Планировочное решение усадьбы было следующим: длинная ось подъездной аллеи проходила сквозь полукруглую ограду с тремя парами въездных ворот и двумя встроенными корпусами к полуциркульному главному двору (курдонеру) и барскому дому с двумя флигелями по бокам (до наших дней главный усадебный дом не сохранился, уцелели лишь флигели). За домом был разбит небольшой партер и пейзажный парк с каскадными прудами. По краям сада размещены две беседки-ротонды. Одна из них находилась на берегу Большого Головинского пруда и служила своеобразной пристанью.

Краснокирпичные башни и корпуса, встроенные в ограду усадьбы и украшенные белокаменными деталями — лопатками, стрелами, оконцами-бойницами, стрельчатыми нишами и зубцами, — стилистически сходны с другими псевдоготическими московскими постройками того времени: Царицынским и Петровским путевым дворцом, усадебными комплексами в Вишенках, Марьинке и Красной Горке.

Однако, недолго в усадьбе «музыка играла» – сын Петра Панина усадьбу продаёт, следующий владелец — смоленский помещик Алонкин — перепродаёт часть земель некоему купцу Турчанинову. А тот переводит на них свою ситцевую фабрику из села Мишнево. В усадьбе упразднены плодовый сад и оранжереи. Постройки используются под производство или разрушаются, оказавшись невостребованными. В 1803 году усадьбу у Алонкина полностью выкупает за 40 тысяч рублей купец Дмитрий Ефимович Грачёв — представитель ивановской ситцевой династии, владевшей знаменитыми Ивановскими мануфактурами. Но Иваново далеко, потомки Дмитрия Грачёва не уделяли михалковскому производству пристального внимания и постепенно переложили руководство на аккуратного и старательного немца-управляющего, Вильгельма Йокиша. Который и выкупил фабрику в 1861 году. Но это уже другая история.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц