Между последними двумя российскими императрицами были очень напряженные отношения: вдовствующая императрица Мария Федоровна недолюбливала жену своего старшего сына императрицу Александру Федоровну. Впрочем эта нелюбовь была взаимной. А все дело в том, что изначально мать наследника престола не желала видеть рядом с сыном гессенскую принцессу.
На роль невестки Мария Федоровна рассматривала дочь графа Парижского - Елену. Однако, цесаревич Николай Александрович был влюблен в юную и застенчивую Алису Гессенскую и наотрез отказался вступать в брак с девушкой, выбранной матерью. Императрица Мария Федоровна не смогла встать между двумя влюбленными сердцами и лишить сына семейного счастья.
По традиции возлюбленные должны были пожениться спустя год, после заключения помолвки. К несчастью накануне бракосочетания случилось страшное горе - скончался император Александр III. Согласно еще одной традиции - нельзя холостого императора венчать на царство. Именно тогда было принято решение, что Николай и Александра должны пожениться в день рождения Марии Федоровны - единственный день, когда можно поступиться правилами траура.
«Слава Богу, этот день прошел. Для меня это был настоящий кошмар и такое страдание. Эта церемония с помпой при такой массе народа!....Это более, чем грех». Писала Мария Федоровна сыну Георгию
Естественно, вдовствующая императрица была недовольна тем, что свадьба состоялась через неделю после похорон ее любимого мужа. Кроме того, мать видела насколько ее старший сын привязан к молодой жене и какое влияние та оказывает на него. Между двумя женщинами началась постоянная борьба за внимание молодого императора. Смириться с существованием друг друга у Марии Федоровны и Александры Федоровны не получилось.
Вдовствующая императрица постоянно упрекала сына в том, что он слишком зависит от жены и посвящает ее в государственные дела. Александра Федоровна в тоже время ревновала супруга к его матери, полагая что он слишком часто советуется с ней и переживает об ее одиночестве. Естественно, что подобные моменты не способствовали сближению двух женщин. Однако ни одна из них не стремились изменить ситуацию.
Императрица Александра Федоровна безукоснительно соблюдала формальности, но всегда была холодна и чрезмерно сдержана с матерью своего мужа. Государыня наносила визиты, писала письма и совершала прогулки со свекровью, когда того требовали правила этикета, но не более. Естественно не только Мария Федоровна, но и все окружающие видели, что молодая императрица тяготится обществом свекрови.
После появления в императорском семье увлечения мистикой и спиритизмом в обществе стали подниматься волнения и негодования против Александры Федоровны. Государыня считала, что свекровь поощряет подобные разговоры и не препятствует им.
«… ты должен твердо сказать ей, что тебе это неприятно…» (16 сентября 1915г.);
«я очень сожалею, что твоя матушка вернулась в город» (4 ноября 1915г.);
«гораздо лучше, что дорогая матушка остается в Киеве…» (1 ноября 1916г.).
Писала Александра Федоровна императору Николая Александровичу
Современники считали, что еще одним фактом, влияющим на отношения между двумя женщинами, была зависть Александры Федоровны к красоте и молодости свекрови. В отличие от невестки вдовствующая императрица Мария Федоровна выглядела бодрее, свежее своей вечно угрюмой, нездоровой и изможденной невестки. Истинный возраст матери императора могли выдать только ее руки - именно поэтому она постоянно ходила в перчатках.
Императрица до последнего своего дня относилась к свекрови с пренебрежением и раздражительностью. В одном из писем из Тобольска к Анне Вырубовой Александра Федоровна обсуждала Марию Федоровну и с наслаждением говорила, что до нее дошли слухи о том, как вдовствующая императрица сдала позиции и постарела.