TWENTY-FIVE VIEWS OF WORTHING
Очередное “lost treasure” британской прог-роковой сцены. Хотя, возможно, эту музыку и не стоит классифицировать такими высокопарными понятиями, как “шедевр” или “потерянная жемчужина”, но, тем не менее, уверен, что почитатели стиля оценят по достоинству. И спасибо снова “островной” фирме Seelie Court за очередное открытие! И что еще ценно, это то, что историю коллектива мы узнаем из первых уст, нам все рассказал один из отцов-основателей, клавишник Роджер Хиллер. Итак, внемлем!
ГЛАВА ПЕРВАЯ
История TWENTY-FIVE VIEWS OF WORTHING началась примерно в 1967 году, когда я еще учился в школе в Уотфорде, Хартфордшир, и встретил там одноклассника Марка Сагдена. Марк, который тогда уже играл на трубе и пел, услышал, что я играю на клавишных, и спросил, хочу ли я играть в группе? Он был полон идей и энтузиазма, как я мог отказаться? Марк нанял еще трех товарищей, - Мартина Харви на скрипке, Фила Ховарда-Джонса на басу и Гордона Хейла на барабанах, и мы назвали группу PRIMROSE PATH.
На своих выступлениях мы исполняли каверы на PINK FLOYD и VELVET UNDERGROUND, среди прочих, а грандиозным финалом наших концертов была песня Артура Брауна “Fire”. В программе также было световое шоу и дым, а еще Марк, который носил серебряную маску, плащ и рогатый шлем с газовой горелкой, извергавший пламя высоко в воздух. Уж не знаю, пугало ли это публику, но меня это пугало до чертиков.
Но вскоре карьера PRIMROSE PATH подошла к концу, и как где-то в это время у меня случился “момент лампочки” (“light-bulb moment”, эту идиому можно перевести как “озарение”, хотя она и смахивает на наше “мне до лампочки”, но смысл совсем другой, - короче, парня посетило озарение, потрясение, - прим. АК). Марк одолжил мне кассету с записью SOFT MACHINE из радиошоу Джона Пила. Мне понравилась музыка с ее необычными тактовыми размерами и уникальным голосом Роберта Уайетта, и я был потрясен игрой Майка Рэтледжа на органе через фузз-бокс. Тем временем, вдохновленный Китом Муном, Марк взялся за барабаны. Пришло время собирать еще одну группу. Первым к нам присоединился Пол Девоншир, игравший на саксофоне, кларнете и флейте. Мы знали Пола по KING COMMODE и его EXPANDING RUBBER BAND, традиционной джаз-группе, вдохновленной Бонзо, в которой они с Марком играли, и я тоже иногда сидел с ними. Так что Пол Д. привнес джазовый привкус в наш новый состав. И еще один Пол, Пол Линдсей, завершил наш квартет со своей бас-гитарой. Пол Л. имел джазовое и блюзовое прошлое и стремился тесно сотрудничать с Марком, чтобы придать нашей музыке четкий ритм, что они и сделали.
Мы назвали группу TWENTY-FIVE VIEWS OF WOTHING, что было отсылкой к серии гравюр Хокусая под названием “Тридцать шесть видов горы Фудзи” (Хокусай, - имеется ввиду Кацусико Хокусай (1769-1849), который известен своими гравюрами и картинами, созданными в период Эдо в Японии. Его произведения оказали влияние на художников всего мира (и, кстати, стиль нашего старого знакомого Роджера Дина напоминает работы Хокусая, - прим. АК). За свою жизнь он создал множество работ: от натюрмортов и пейзажей до сцен из повседневной жизни и эротических изображений. Его творчество широко известно благодаря популярности японских гравюр среди импрессионистов в конце 19 века, - прим. АК). Пол Л. не только хорошо играл, но и был искусным организатором. Так вскоре у нас уже была площадка для репетиций, и мы купили обязательный подержанный фургон Ford Transit. Двое наших товарищей, Джон Уоллс и Мик Харрисон, присоединились к нам в качестве роуд-менеджеров. Группа приступила к написанию материала, репетициям и импровизациям, пока у нас не был готов сет для выступления.
В начале семидесятых, до того, как его изуродовали застройщики, проектировщики, инженеры-транспортники и местный городской совет, Уотфорд был отличным местом для исполнения живой музыки. Было несколько площадок, и маленьких, и больших, и мы выступали на большинстве из них, иногда в качестве хедлайнеров, иногда на разогреве таких исполнителей, как ARGENT и PATTO. В конце концов, в апреле 1973 года мы выступили в Watford Palace Theater на разогреве EAST OF EDEN.
А еще в 1972 году я познакомил с нашей группой Фила Брауна, моего старого друга еще с раннего подросткового возраста. После окончания школы Фил работал в Olympic Studios в Барнсе, начав с звукооператора, а на момент своего знакомства с группой он уже был на пути к тому, чтобы стать очень успешным инженером звукозаписи. С его помощью и связями мы организовали показательный концерт в Greyhound в Фулхэме, пригласив несколько звукозаписывающих компаний. После этого THE WORTHINGS (включая наших роуди) подписали контракт с Island Artists (агентством по бронированию), которое заставило нас регулярно давать концерты, и частенько в Cheltenham Town Hall, на разогреве у GENESIS.
Примерно в то же время группа неофициально начала запись в Island Studios на Бейсинг-стрит в Лондоне, где работал Фил. Он сообщал нам, когда было “время простоя”, и обычно по ночам Филл записывал нас. Для нас это был отличный опыт, и мы надеялись подписать контракт с Island Records. По словам самого Фила Basing Street Studios представляла собой круглосуточную вечеринку, там всегда тусовались музыканты, такие как Стив Уинвуд и Крис Вуд из TRAFFIC.
В январе 1973 года Island Artists организовали для нас тур по Великобритании в качестве хедлайнеров при поддержке двух других недавно подписавших с агентством контракт музыкантов, - Раймона Тиссье (соло) и Марка Аллена (дуэт с Роем Нивом). Мы все хорошо поладили и в основном прекрасно провели время, несмотря на долгие переезды и скуку за кулисами. У нас был микроавтобус, и мы колесили по университетам, колледжам и ратушам от Дарема на одном конце страны до Брайтона на другом. Нас хорошо принимали, особенно студенческая аудитория, хотя мы были практически неизвестны. К сожалению, все это внезапно закончилось. Руководитель Island вернулся из поездки за границу, послушал наши записи и спросил: “Что это за чушь?”. И затем нас уволили, как и еще нескольких человек.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Примерно через год, в 1974 году, группа реформировалась. К нам с Марком присоединились поначалу только Пол Гиллерон на саксофоне, Харлан Кокберн на гитаре и Малкольм Барретт на басу. Марк познакомился с Полом Джи и Харланом, когда учился в художественной школе Мейдстона, и они оба стремились привнести новую энергию и идеи. Эта новая версия TWENTY-FIVE VIEWS OF WORTHING внесла еще одно изменение в звучание группы, особенно с добавлением гитары Харлана. Кроме того, музыка, ранее в основном инструментальная, теперь включала больше вокала.
Пол Джи: “Это уже было больше похоже на джаз. Больше термоядерного синтеза, чем просто рок. Было огромное удовольствие и много юмора”. В это время Харлан и Пол Джи строили звуковую студию в Шепердс-Буш для компании PDS. Там мы начали репетировать новый материал и записывать его на катушку. В студии были машины, которые могли переносить запись на несколько кассет одновременно, так что после сеанса каждый из нас мог взять домой кассету для прослушивания. Группа давала концерты, в основном в окрестностях Уотфорда и Мейдстона, но они были спорадическими, и мы никогда не грали в первом отделении.
Чистка в Island стала похоронным звоном для группы, поскольку она больше не была коммерчески жизнеспособной. Фил Браун знал внутренние махинации лейбла лучше, чем кто-либо другой: “К сожалению, в этом процессе преобразований фирмы про THE WORTHINGS просто забыли. Я думаю, они были невероятно близки к контракту. Это изменило бы все. Если бы их подписали, то многие люди ходили бы на концерты и покупали пластинки. Это очень много значило для Марка, возможно, даже больше, чем для Роджера и остальных... Это было так захватывающе и так близко к большому успеху, но через несколько дней все рухнуло”.
В середине 1973 года Пол Л. покинул группу, и первая глава TWENTY-FIVE VIEWS OF WORTHING подошла к концу. После этого мы взяли Джона Нокса на басу и попросили Питера Тейченне присоединиться к нам на концерте в Palace Theater с его тромбоном. Очевидно, это изменило общее звучание группы, и это можно услышать на треке “In For A Quick One”. Это было записано Филом в пабе Sportsman в Кроксли-Грин, где в то время группа репетировала каждую неделю. Он привез записывающее оборудование в фургоне, который использовал как аппаратную.
Однако эта переходная фаза группы длилась недолго, так как Пол Ди ушел, чтобы заняться другими музыкальными проектами, и TWENTY FIVE VIEWS OF WORTHING во второй раз остановились.
В 1977 году группа решила выпустить свой собственный семидюймовый виниловый EP, для чего мы выбрали три композиции: “You Are What You Eat”, написанную Марком, “Do The Azimuth” Харлана и “Rat Brain Incision”, инструментал, который я сочинил, когда был в ярости из-за чего-то, я забыл, из-за чего. Эту мелодию Пол Джи незабываемо описал как “пьянящую смесь пред-панковского презрения к арт-року”.
Эти три трека были записаны в студии Pathway Studios в Ньюингтон-Грин, Северный Лондон. Pathway была самой маленькой студией звукозаписи, в которой мы когда-либо были, в аппаратной едва хватало места для трех человек. Несмотря на свои скромные размеры, он имел хорошую репутацию, и в начале своей карьеры здесь было сделано множество успешных записей такими музыкантами, как Элвис Костелло, DIRE STRAITS и THE POLICE. Мы были довольны нашим EP, но никто из нас не задумывался о том, как его можно продать. Возможно, это было одной из причин, почему вскоре после этого карьера TWENTY-FIVE VIEWS OF WORTHING снова подошла к концу.
ЭПИЛОГ
Но подождите, это еще не все. Примерно сорок с лишним лет спустя энтузиаст винила Остин Мэтьюз, который интересовался музыкой 1970-х годов, нашел в Интернете копию нашей 7-дюймовой пластинки. Он связался с Марком и, короче говоря, предложил профинансировать ограниченный тираж 12-дюймового винилового альбома с музыкой TWENTY-FIVE VIEWS OF WORTHING. К сожалению, Марк, активно участвовавший в проекте, умер в августе 2019 года и так и не увидел готовую пластинку. Пластинка Остина была выпущена в 2020 году на его лейбле Wind Waker и быстро распродана. Он заслуживает нашей искренней благодарности, как и Seelie Court Records за выпуск этого же издания на компакт-дисках.
Роджер Хиллер, сентябрь 2022 г.
TWENTY-FIVE VIEWS OF WORTHING
Chapter One 1971-1973
Paul Devonshire – saxophones, clarinet, flute
Roger Hiller – organ, electric piano, grand piano, harpsichord, vibraphone
Paul Lindsay – bass guitar, vocals
Mark Sugden – percussion, vocals, trumpet
Road managers Mick Harrison and Jon Walls
Transition 1973
Paul Devonshire – saxophones, clarinet, flute
Peter Teychenne (aka Peter Tesh) – trombone
Roger Hiller – organ, electric piano
John Knox – bass guitar
Mark Sudgen - percussion, vocals
Road managers Mick Harrison and Jon Walls
Chapter Two 1974-1977
Paul Gillieron – saxophones, electric piano, vocals
Harlan Cockburn – guitars, vocals
Roger Hiller – organ, electric piano, voice
Malcolm Barrett – bass guitar
Mark Sugden – percussion, vocals
Дискография
7 (SP) – 1977 (Edition Worthings LYN-4423, UK)
Rat Brain Incision (Roger Hillier) (2’02)/You Are What You Eat (Mark Sugden) (5’37)/Do The Azimuth (Harlan Cockburn) (4’40)
Malcolm Barrett – bass guitar; Mark Sugden – drums, percussion, vocals; Harlan Cockburn – guitars, vocals; Roger Hillier – organ, electric piano, voice; Paul Gillieron – saxophone, electric piano, vocals.
Mixed by Jonny Bijoux.
Producer – Twenty Five Views Of Worthing.
Recorded by Chas at Pathway Studios.
Sleeve design by Caroline Hillier.
Sleeve photos by Malgosia Szemberg.
Единственный “прижизненный” релиз группы, - семидюймовый сингл, изданный в Великобритании на деньги самих музыкантов, естественно, мизерным тиражом.
Rare Studio Recordings 1973 – 1977 (LP/CD) – 2020/2022 (Wind Waker Records WW1 (LP)/Seelie Court Digital scd058 (CD), UK)
Chapter One: Vamp till Ready (Hiller) 8’36 (trombone Richard Leach)/Joke Without Words (Hiller) 12’07 (acoustic guitar Eddie Baird, Wall Hall College and Watford Art School Choir)/Freak Show (words David Toop, music Hiller and Sugden) 2’26 (electric guitar Eddie Baird)
Recorded 1972-73 by Phill Brown at Island Studios, Basing Street, London
Assistant engineers Ron Fawcus and Tony Platt
Transition: In for a Quick One (Teychenne) 5’26 (Mobile recording 1973 by Phill Brown, at The Spotsman, Croxley Green, Herts)
Chapter Two: You Are What You Eat (Sugden) 5’37/Do the Azimuth (Cockburn) 4’40/Rat Brain Incision (Hiller) 2’02/More Feathers, More Dogs (Hiller) 3’50/Ratification (Hiller) 3’17
Recorded 1977 by Chas Pathway Studios, Grosvenor Avenue, London
Mixed by Jon Walls at Air Studios, Oxford Sreet, London
Recorded 1976 at PDS Stanlake Studios, Shepherd’s Bush, London (8)
1977 demo reconstructed in 2021 by Roger Hiller at The Old Chapel, Ivinghoe (9)
All music developed and arranged by the WORTHINGS, based on the original compositions.
With thanks to Austin Matthews who, in 2018, rediscovered TWENTY-FIVE VIEWS OF WORTHING
Александр Ковтун (© Prog Island, СПб, август 2023)