Рост спам-звонков отметили все сотовые операторы.
Резкий рост числа спам-звонков в России связан с тем, что старый канал рассылки спама — почта — последние 15 лет достаточно надежно защищен: уровень рекламных рассылок там значительно снизился. Спам через Telegram-каналы также быстро пресекается и возможен только при угоне канала, что делает этот метод достаточно трудозатратным. Активно борются с навязчивыми рассылками и социальные сети.
— Остается лишь старый способ автоматического обзвона, поскольку люди обычно поднимают трубку при входящем звонке. За подобными спам-звонками обычно стоят «серые» или совсем нелегальные call-центры, — поясняет главный специалист отдела комплексных систем защиты информации компании «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников.
Сегодня благодаря техническому прогрессу и наличию слитых баз с номерами жителей страны можно быстро и достаточно дешево организовать массовую доставку по телефону нежелательной рекламы для большой аудитории.
Доцент Финансового университета при правительстве России и кандидат экономических наук Петр Щербаченко указывает на то, что развитие цифровых технологий сильно облегчило спамерам автоматизацию массовых звонков. В итоге они атакуют пользователей во всех городах России, но чаще всего выбирают крупные города с большим количеством населения и бизнеса.
Именно жители крупных городов чаще всего оставляют свои сотовые номера при проведении рекламных акций, регистрации бонусных карт и во многих других действиях. Из номеров, добровольно выданных россиянами, формируются базы данных, которые нередко «сливаются» в Сеть через недобросовестных сотрудников или после взлома злоумышленниками.
— При этом базы с номерами и фамилиями стоят дороже, но для проведения спам-атаки достаточно и простого перечня телефонных номеров, — объясняет собеседник.
В итоге возникает ситуация, когда достаточно одни раз сходить в стоматологическую клинику и сделать снимок зуба, чтобы следующие полгода стабильно получать звонки с рекламой различных стоматологий.
Среди самых популярных тем спам-звонков - реклама финансовых продуктов, страхования, недвижимости, а также различных медицинских услуг. При этом за спам-звонками могут стоять как недобросовестные компании, так и откровенные мошенники.
Сегодня для борьбы со спамерами в России применяется ряд мер: прежде всего, все операторы сотовой связи имеют свои антиспам-системы, которые автоматически блокируют подобные звонки. Кроме того, производители программного обеспечения (ПО) для смартфонов предлагают собственные платные автоматические определители номеров (АОН). Существуют и бесплатные версии подобных программ, однако их функциональность хуже, а база спам-номеров не столь велика.
Для того чтобы защититься от назойливой рекламы, Дмитрий Овчинников советует клиентам сотовых операторов приобретать у них дополнительный функционал АОН, а также устанавливать специальное ПО на свои смартфоны. Есть необходимость избегать разглашения персональной информации в Сети, а также проявлять осторожность, предоставляя свои телефонные номера на веб-сайтах или в различных письменных формах.
Предпосылок к тому, чтобы объем таких звонков уменьшился в ближайшее время, нет. Аналитики считают, что ближайший год число спам-звонков будет лишь расти. И эта «эпидемия» закончится только тогда, когда операторы сотовой связи разработают антиспам-системы с высокой степенью защиты. После этого телефонный канал для распространения спама станет экономически невыгодным, а навязчивые телефонные звонки постепенно уйдут в прошлое.
Напомним, хабаровчане устремились в многофункциональные центры после того, как начали получать рассылку о сборе биометрических данных, от которого надо срочно отказаться в МФЦ. Некоторым приходится проводить в очередях по несколько часов, чтобы написать соответствующее заявление. Весь ажиотаж создан искусственно. Почему - разобрался DVHAB.