Найти тему
RTVI САМОЕ ВАЖНОЕ

Импичмент без шансов. Зачем в Грузии требуют отставки президента

В Грузии вышло на новый виток противостояние между президентом республики Саломе Зурабишвили и правящей партией “Грузинская мечта”. Глава государства 31 августа отправилась в страны ЕС вопреки запрету правительства. В ответ “Грузинская мечта” объявила, что начинает процедуру импичмента в отношении Зурабишвили “в связи с грубым нарушением конституции”. Есть ли у партии шанс добиться отставки президента и в чем суть внутригрузинского конфликта, разбирался RTVI.

Импичмент инициирован. Что дальше

Как сообщил председатель “Грузинской мечты” Ираклий Кобахидзе, решение было принято на заседании политсовета партии. Чтобы инициировать процедуру импичмента в отношении президента Грузии, нужна поддержка не менее трети членов парламента, то есть 50 депутатов.

Как только подписи будут собраны, представление об импичменте направят в Конституционный суд Грузии. У него есть две недели, чтобы рассмотреть вопрос. В первых числах октября станет известно, быть импичменту или не быть.

Если суд найдет достаточно оснований для этого, в парламенте состоится голосование по вопросу об отстранении главы государства. По словам Кобахидзе, оно ожидается в середине октября.

Каковы шансы добиться ухода Зурабишвили

В “Грузинской мечте” признают, что шансов на успех у них почти нет. Для этого нужна поддержка уже не трети, но двух третей депутатского корпуса. “Для доведения импичмента до конца требуется поддержка 100 парламентариев. Соответственно, без голосов радикальной оппозиции у него нет перспективы исполнения. Несмотря на это, мы приняли решение инициировать процедуру”, — пояснил Ираклий Кобахидзе на специальном брифинге.

Однако у правящей партии осталось только 75 мест в парламенте. Вместе с депутатами из дружественных фракций — 82 мандата. Этого точно не хватит. Если только “Грузинская мечта” не привлечет на свою сторону кого-то из оппозиции.

В Конституции Грузии предусмотрен только один способ отстранения главы государства — путем импичмента, и у противников Зурабишвили есть только одна попытка. Если дело в октябре реально дойдет до голосования, и инициатива не наберет достаточно сторонников, то начать процедуру импичмента на том же основании второй раз будет уже невозможно.

Саломе Зурабишвили — последний президент Грузии, избранный всенародным голосованием. Срок ее полномочий и так истекает в 2024 году: сначала в стране пройдут парламентские выборы, а потом коллегия из 300 человек (поровну депутаты и представители местных органов власти) изберет нового главу государства. Так что уход Зурабишвили — вопрос времени, причем довольно скорого. Однако “Грузинская мечта”, которая находится у власти с 2012 года, хочет ускорить этот процесс.

В чем “провинилась” Зурабишвили

“Грузинская мечта” обвинила Саломе Зурабишвили в “грубом нарушении Конституции”, согласно которой “президент осуществляет свои представительские функции только с согласия правительства”. В ходе европейского турне президента Грузии ее 31 августа принял в Берлине президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, а 1 сентября она прилетела в Брюссель на переговоры с главой Евросовета Шарлем Мишелем.

Однако правительство Грузии ранее наложило запрет на все зарубежные поездки Зурабишвили с августа по декабрь. Среди них — рабочие визиты на Украину 22-24 августа, в Швейцарию 16 сентября, в Польшу 2-3 октября, в Бельгию 4-6 октября, в Данию с 31 октября по 2 ноября и в Объединенные Арабские Эмираты 1-2 декабря.

“Также президенту было отказано в официальных визитах в Болгарию 27-29 сентября, в Чехию 10-12 декабря и в Израиль 18-20 декабря”, — говорится на сайте грузинского кабмина.

Формально она действительно нарушила запрет, но его причины были исключительно политическими. Это противостояние длится уже несколько лет, хотя в 2018 году, когда Зурабишвили баллотировалась в президенты как независимый кандидат, “Грузинская мечта” поддержала ее кандидатуру. Но с тех пор их пути разошлись.

Из-за чего спорят президент и правящая партия

Зурабишвили, до того как в 2018 году стала президентом, сделала дипломатическую карьеру: в 2003-05 годах работала послом во Франции, а в 2004-05 годах еще и возглавляла грузинский МИД. Она выступает за вступление страны в ЕС и в НАТО и при этом — против любых компромиссов и контактов с Россией (дипотношения между Москвой и Тбилиси разорваны с 2008 года). “Грузинская мечта” также провозглашает главной целью евроинтеграцию Грузии. Однако правящую партию — детище бизнесмена и экс-премьера Бидзины Иванишвили — на родине все чаще критикуют за “соглашательство с Кремлем”.

Последний громкий скандал разразился в мае 2023 года, когда Россия возобновила отмененное ею же в 2019 году прямое авиасообщение с Грузией, а также отменила визы для грузинских граждан. До тех пор визовый режим с Тбилиси оставался односторонним: россияне с 2012 года могут свободно приезжать в Грузию. То решение, принятое еще президентом Михаилом Саакашвили, российские официальные лица назвали “исключительно пропагандистской акцией”. Спустя 11 лет ситуация повторилась зеркально: жест российских властей Зурабишвили назвала “очередной российской провокацией”. Грузинская оппозиция увидела в нем хитроумный замысел Москвы — сорвать будущее вступление Грузии в ЕС.

И “Грузинская мечта”, и беспартийная Зурабишвили обвиняют друг друга в попытке присвоить лавры евроинтеграции. Президент отправилась в Берлин и Брюссель как раз для того, чтобы убедить европейские столицы предоставить Грузии официальный статус кандидата на вступление в ЕС до конца года. Однако “Грузинская мечта” утверждает, что Зурабишвили только навредит делу.

“В правящей партии не хотят принять тот факт, что Зурабишвили пытается любыми методами выделиться и в завершении президентского срока показать себя главным борцом за европейское будущее Грузии. Решение президента отправиться в европейский вояж вопреки запрету правительства может свидетельствовать о том, что она не собирается уходить из политики и готовит задел на будущее как оппозиционер”, — рассказал RTVI политолог, эксперт Центра Орбели (Ереван) Джонни Меликян.

По словам собеседника RTVI, логика грузинских властей проста: Зурабишвили пытается дискредитировать правящую партию и тем самым мешает процессу евроинтеграции, который правительство Грузии тоже продвигает.

“Каждая из сторон пытается доказать, что именно она — главный западник. Если “Грузинской мечте” удастся до выборов 2024 года добиться для Грузии статуса кандидата, это будет для нее большой козырь. Оппозиция тоже декларирует свою проевропейскость, но на самом деле ей выгодно, чтобы Грузия не стала кандидатом до выборов — тогда можно будет сказать, что партия власти провалила миссию”, — отметил политолог.

По его словам, в стране “идет перманентная война между президентом и парламентом”. “Сентябрь начался для Грузии с турбулентности, которая продлится следующие несколько месяцев”, — заключил Джонни Меликян.