Meta наконец пересмотрит запрет на публикацию обнажённой женской груди.
Тут же налетели поборники наготы, утверждающие что Instagram станет онлифансом и вообще это разврат и фу.
И вот мне стало интересно, почему во множестве ранних культур обнажённая женская грудь не являлась чем-то шокирующе-развратным, вспомним те же Минойские женские наряды или изображения Мадонны.
По-сути стигматизация обнажённой женской груди - это объективация телесности и наших физиологических особенностей. В какой же момент культура пришла к подобным запретам? Давайте разбираться.
Не учитывая палеолитических Венер, одним из древнейших топлес-культур является ритуальная или повседневно-богатая, (это пока до конца не ясно) одежда минойских женщин.
2700—1400 годы до н. э
Минойское искусство Крита представляет самую изысканную одежду в древнего западного мира.
Женщины, изображенные на фресках и резных фигурках, либо жрицы, проводящие ритуалы, либо просто девушки ведущие повседневную жизнь.
Согласно сегодняшним исследованиям, минойская культура выделялась своей матрилинейностью, основной богиней этой древней цивилизации считают "змеиную-деву". Археолог Артур Эванс, первым обнаруживший изображения богини-укротительницы змей, трактовал эти фигурки, как изображение аспекта богини-матери. И в данном случае обнаженная грудь не сексуализация, а символ материнства.
Первой древнегреческой попыткой "обнажить" женщину считается Афродита Книдская. То что именно богине любви (получившей особое влияние ближнего востока) выпала честь раздеться. Но знаете что важно, в данном случае, поза сигнализирует о моменте уязвимости, а не силы, девушка стыдливо прикрывается руками. В некоторых источниках указывается, что Пракситель (скульптор) решился на изображение обнаженной женщины, только оправдывая его мотивом купания. Для скульптуры позировала предполагаемая любовница мастера - гетера Фрина, после чего подверглась критике.
Обнажённая Афродита стала прообразом для множества реплик и даже целого жанра в искусстве под названием "Венера Стыдливая"
Последней локацией «Афродиты Книдской» считается Константинополь. Тут она бесследно сгинула в одном из пожаров.
Но по всей Европе вы можете увидеть многочисленных Афродит или Венер в подобной позе, явно вдохновленных или копирующих оригинал статуи.
Вот к примеру, «Афродита Сиракузская» из Афинского археологического музея. Тут изображена богиня в момент рождения, когда она выходит из моря.
С приходом христианства женские тела подверглись жесткой стигме. Женское целомудрие и покорность подразумевали полный запрет на наготу. Единственное разрешение давалось Мадонне, кормящей божественного младенца.
Ну знаете, схоластические «mommy issues» и единственная ценность женщины – в её репродуктивной системе. Старое доброе средневековье.
Жанр изображающий кормящую Марию называется "Мадонна Лактанс"
Кстати прототипом Мадонны на изображении из предыдущего поста является Агнесса Сорель — первая признанная фаворитка в истории Франции. В XV веке Агнесса, будучи любовницей короля Карла VII ввела в моду «экстремально» глубокое декольте.
А в 17 веке, европейское декольте упало настолько, что женские туалетные столики даже могли включать макияж для сосков. И это учитывая, что вид неприкрытой лодыжки был более шокирующим, чем вид женской груди.
Так когда же эпоха открытости и вольности подошла к концу? Ответ — во время правления королевы Виктории.
В Викторианской Англии одежда была отображением места женщины в обществе, поэтому сильно отличалась по социальному классу. К примеру, демонстрация линии шеи позволялась только среднему и высшему сословию. И вообще, в моду вошло застёгнутое на все пуговицы приличие. Исходя из источников, которые я прочитала, Викторианская чувствительность плотно засела в западной культуре, долгие годы закрывая женщин в жесткие рамки и крепкие корсеты морали.
Возможно, наконец-то нужно забыть о том, что обнаженная грудь – символ разврата и запрета и вернуться к восприятию субъектности женского тела. Пора перестать путать кожу с сексом.