Президентом Габона на переходный период станет генерал Брис Олиги Нгема. Таков итог государственного переворота в этой центральноафриканской стране, власть в которой захватили военные, свергнувшие действующего президента Али Бонго Ондимбу. Он находился у власти с 2009 года и на днях был объявлен победителем состоявшихся в воскресенье очередных президентских выборов. Генерал Олиги считался доверенным лицом президента Бонго. ООН, Африканский Союз и правительства многих стран мира осуждают путч.
На деле мало что изменится
Рижская Diena пишет:
«Габон с давних пор считается одной из самых стабильных стран региона, поэтому свержение тамошнего президента стало для всех сюрпризом, и в первую очередь - для самого Али Бонго. ... Прежде всего потому, что возглавил переворот его доверенное лицо, командующий Республиканской гвардией генерал Брис Олиги. По сути, произошедшее можно охарактеризовать не как военный, а, скорее, как дворцовый переворот. Соответственно, и международная реакция будет в разы меньше, чем в случае других путчей, тем более что генерал известен своими проамериканскими взглядами. ... Обещание Олиги провести демократические выборы в ближайшее время звучит неубедительно, а опыт показывает, что ни одна военная власть никогда не спешила выполнять подобные обещания.»
Всё зависит от одного человека
Мадридская El País полагает, что переворот не принесёт с собой улучшений:
«В понедельник генерал Олиги Нгема будет приведён к присяге в качестве 'президента переходного периода'. ... Теперь вопрос заключается в том, останется ли он и дальше на своем посту - или же выполнит своё обещание сделать Габон здоровой демократией. ... Тот факт, что будущее Габона зависит от амбиций одного человека, - знак неблагоприятный. ... Авторитарные эксцессы некоторых режимов показали, что в таких случаях не хватает механизмов контроля. ... Отсюда и усталость населения, которое приветствует путчистов. Государственные перевороты достойны осуждения, но не менее достойны осуждения и те глубинные пороки, которые их порождают.»
Франция должна вести себя нейтрально
Le Monde призывает Париж занять более сдержанную позицию в Африке, для того чтобы не допустить новых потрясений:
«Всё более настоятельной становится необходимость смены позиции и тона, и самый очевидный способ сделать это - вывести оттуда свой воинский контингент и занять строго нейтральную позицию, поскольку в Африке Франции уже угрожают и другие опасности. В Камеруне, Республике Конго и Того тамошних 'сверхустойчивых' властителей, поддерживаемых Парижем, может постигнуть та же участь, что и Али Бонго.»
Европа потерпела крах в Африке
Колумнист амстердамской NRC Михель Керрес подмечает признаки геополитических изменений:
«Перевороты в странах зоны Сахеля, а на этой неделе и в Габоне демонстрируют то, что Западу - и прежде всего Европе - не удалось обеспечить региону безопасность и благосостояние, несмотря на все благодушные геополитические амбиции. У Европы нет ответа на токсичное сочетание нищеты, джихадизма и антиколониальных (антифранцузских) настроений. ... В долгосрочной перспективе группа БРИКС, возможно, станет здесь вызовом.»
Вторая деколонизация
Миланская Avvenire делится следующими соображениями:
«Гвинея, Мали, Буркина-Фасо, Нигер, а теперь и Габон образуют новую группу африканских стран, дистанцирующихся от Европы - и занимающих враждебную ей позицию, прежде всего, в отношении Франции. Можно говорить о второй деколонизации - поскольку первая, произошедшая в конце прошлого столетия, была дискредитирована навязчивым неоколониальным присутствием. ... В те десятилетия не было начато реальное преобразование африканской экономики; вместо этого применялась 'экстрактивная' эксплуатация сырьевых ресурсов, от которой самому континенту доставались лишь жалкие крохи. Кроме того, Запад обвиняется в поддержке коррумпированных и антидемократических правительств, с которыми он сотрудничал - несмотря на провозглашаемые им самим ценности.»
Наконец-то причины понятны
В ряду путчей, случившихся в Африке за прошедшие три года, переворот в Габоне - самый понятный и логичный, - пишет берлинская taz:
«В Мали, Гвинее, Буркина-Фасо и совсем недавно в Нигере армиями этих стран были свергнуты демократически избранные президенты - под более или менее сомнительными предлогами. В Габоне ныне свергнут действующий правитель, принадлежащий к самой могущественной и богатой семье страны, если не всей Центральной Африки, - семье, правившей страной на протяжении 56 лет. Клан Бонго - центральная опора коррумпированной неоколониальной франко-африканской сети интересов, против которой выходит на улицы недовольная молодёжь стран всей бывшей колониальной империи. Свержение этого клана - переворот не только против президента, но и против системы.»
Подписывайтесь на наш канал в дзене, а также в фейсбуке .
Наш сайт: https://www.eurotopics.net/ru