Найти тему
Вижу красоту

1963 год: Вазы для осеннего букета

Друзья, сентябрьский номер журнала «Декоративное искусство СССР» за 1963 год сообщал сложившейся в Ленинграде традиции отмечать каждое из времён года выставкой сезонного букета. Меня же особенно привлекли вазы ленинградских художников на чёрно-белых фотографиях цветочных композиций. Некоторые вазы удалось найти в цветных фотографиях в Государственном каталоге музейного фонда России. Взгляните!

Тихомирова М. Осенний букет // Декоративное искусство СССР, 1963. – № 9 (70). – С. 22–24.

Составление художественных композиций из различных растений и цветов постепенно завоевывает у нас большую популярность, как своеобразная область декоративно-прикладного искусства. Этот вид творчества не требует специального обучения, но и здесь помимо хорошего вкуса нужны некоторые знания и практические навыки. К сожалению, у нас пока нет специальных кружков по составлению букетов и единственным местом, где можно познакомиться с этим искусством, являются выставки обществ охраны природы, которые устраиваются сейчас во многих наших городах. Участниками выставок являются как различные организации (в том числе и детские), так и отдельные цветоводы-любители. Среди них есть люди с большим художественным чутьём и их композиции из цветов приобретают своеобразные черты самодеятельного искусства. Так ценное начинание энтузиастов Общества охраны природы перерастает свои первоначальные рамки, преимущественно краеведческих и ботанических задач, и встаёт на путь развития художественного творчества.

В этом плане заслуживает внимания опыт работы Ленинградского отделения Всероссийского общества охраны природы (председатель А. Бондаренко) в содружестве с художественной общественностью города.

В Ленинграде стало традицией отмечать каждое из времён года выставкой сезонного букета. Правда, в первых выставках было много недочётов: нетребовательность в отборе экспонатов, разнобой в экспозиции (вернее, её отсутствие), крайняя перегруженность выставки. Букеты зачастую демонстрировались в случайных, некрасивых, порой даже антихудожественных вазах, а о единстве композиции букета с вазой вообще не задумывались.

Поняв эти недостатки, члены Общества обратились за помощью к художественной общественности города. И такое содружество оказалось жизненным и плодотворным. Букеты, демонстрировавшиеся на очередных выставках, стали компоноваться в вазах, созданных ленинградскими художниками и представленных Обществу заводом художественного стекла и фарфоровым заводом имени М. В. Ломоносова, мастерскими училища имени В. И. Мухиной. Консультации художников оказали ощутимую помощь в построении и оформлении экспозиции.

-3

Теперь в этикетаже выставок стали отмечать два имени: автора букета – цветовода-любителя, и автора вазы – профессионального художника.

Особенно интересной была последняя ленинградская выставка «Зимний букет», показанная в павильоне Росси Сада отдыха, и было бы неправильно не использовать в дальнейшем наиболее ценное из этого опыта.

Выставка «Зимний букет» открылась в январе в самый разгар «бесцветочного периода», когда особенно радуют те скромные растения, которые в другое время не привлекают внимания. Композиции большинства букетов выставки состояли из еловой хвои, веток орешника, пушистых мхов, засохших трав, раскрывающих неброскую красоту нашего северного леса. С помощью этих скромных средств участникам выставки удалось достичь выразительности и художественного разнообразия букетов. Общее оформление и построение композиции отличалось большим композиционным единством, чем прежде (художественный руководитель – цветовод-любитель И. Утенко). На выставке выделялись работы Е. Ващенко, Т. Ивановой, И. Утенко, Т. Черновой и некоторых других цветоводов, которым удалось достичь хорошего композиционного единства букета с обликом вазы. Хорошая ваза часто сама подсказывала композицию букета, являясь её основой.

-4

Особое внимание привлекало совместное выступление студенческих научно-технических обществ двух ленинградских вузов – художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной и лесотехнической академии имени С. М. Кирова. Инициаторами и руководителями в этом деле явились: доцент кафедры керамики училища имени Мухиной О. Иванова, заведующий кафедрой озеленения лесотехнической академии имени Кирова Г. Тавлинов и преподаватели этой академии Е. Ушакова и Н. Андронова.

Важно подчеркнуть, что участие в такой выставке оказалось интересным и полезным и для художников, авторов ваз. Создавая вазу, художник не может не учитывать её практического назначения, вплоть до соответствия её формы и цветового решения определенному типу растений.

-5

Как правило, на художественных выставках вазы демонстрируются вне своей функции, а значит, и не во всей полноте художественного замысла. На выставке букетов автор получил возможность практически проверить свою вещь.

Владимир Семёнов (автор формы и росписи). Форма «Ладога». Ваза «Серебристая». 1963. ЛФЗ. Высота 32,5 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-6111. Госкаталог: 7969740.
Владимир Семёнов (автор формы и росписи). Форма «Ладога». Ваза «Серебристая». 1963. ЛФЗ. Высота 32,5 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-6111. Госкаталог: 7969740.

Стрелки высокого камыша, например, подчеркнули строгость и стройность вазы Э. Кримера, изгиб чёрной обнаженной ветки шиповника заставил острей воспринять элегантную простоту линий в вазе В. Семёнова.

-7

Серебристое облачко засохшего куста сурепки оттенило широкую, мягкую декоративность росписи В. Городецкого, а от пучка красных ягод ярче зазвучал народный мотив вазы «Птички» К. Даниэль-Бек.

Владимир Городецкий (автор формы и росписи). Ваза «Оттепель». 1962. ЛФЗ. Высота 26,2 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5942. Госкаталог: 12185906.
Владимир Городецкий (автор формы и росписи). Ваза «Оттепель». 1962. ЛФЗ. Высота 26,2 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5942. Госкаталог: 12185906.

С лёгкими, нежными травами обрели особую привлекательность скромные и изящные вазочки М. Колосовой-Лисовской. Наконец, только при таком показе можно было оценить достоинства оригинальных и очень удобных по конструкции ваз А. Яковлева, которые разбираются на части, служащие для разнообразных вариантов композиций из нескольких букетов.

-9

Перечисленные примеры, а их можно было бы привести ещё множество, приводят к мысли, что этот опыт следует использовать и на художественных выставках.

Организацию выставок, подобных ленинградской, необходимо практиковать повсеместно и при этом разнообразить их темы и содержание. Почему бы, например, не устроить выставку «Русского букета», где скромная красота наших полевых цветов и трав могла бы раскрыться в бесконечном разнообразии художественных композиций. Или показать миниатюрные ландшафты для городских и пригородных палисадников, созданием которых теперь начинают увлекаться многие.

Владимир Городецкий (автор формы и росписи). Ваза «Весна». 1962. ЛФЗ. Высота 26,9 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5739. Госкаталог: 31131673.
Владимир Городецкий (автор формы и росписи). Ваза «Весна». 1962. ЛФЗ. Высота 26,9 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5739. Госкаталог: 31131673.

Думается, что основная ценность ленинградского начинания заключается в том, что оно пробудило широкую инициативу общественности к дальнейшему развитию этого увлекательного дела, обладающего притягательной силой подлинного искусства.

Владимир Городецкий (автор формы и росписи). Ваза «Земля». 1962. ЛФЗ. Высота 25,6 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5899. Госкаталог: 12185922.
Владимир Городецкий (автор формы и росписи). Ваза «Земля». 1962. ЛФЗ. Высота 25,6 см. Государственный Эрмитаж / Мз-С-5899. Госкаталог: 12185922.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив