Найти тему
Eurasia Daily

Холодная война атома: Запад создает банк, чтобы не отставать от России и Китая по АЭС

США, Франция и Южная Корея хотят строить АЭС по всему миру также активно, как и Россия, и Китай. Однако строительство атомных реакторов требует миллиарды долларов, а западные компании не в состоянии предоставлять клиентам такие долгосрочные государственные кредиты, как Россия и Китай. Одним из инструментов должен стать Международный банк ядерной инфраструктуры (IBNI), который организовывают без лишнего шума.

Пока банк существует на уровне концепции, которую хотят превратить в реальность в четвертом квартале 2024 года. Планируется, что в банк войдут 30−50 стран, которые обеспечат коммерческий капитал в $ 50 млрд. Организаторы рассчитывают таким образом привлечь $ 150 млрд на рынке облигаций для строительства новых АЭС. Сам проект подают в качестве одного из инструментов борьбы с изменениями климата и достижения углеродной нейтральности. В то же время в заявлениях членов стратегической консультационной группы IBNI уже звучат слова о том, что банк будет не для всех.

IBNI намерен подписать совместную декларацию с потенциальными странами-членами, включая США, Канаду, Францию, Великобританию, Японию, Южную Корею и ОАЭ, на Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP28) в конце этого года, сказал изданию Energy Intelligence председатель стратегической консультационной группы Даниэль Дин.

«Мы видим, что первоначальная группа, которая возглавит усилия по созданию банка, потенциально состоит из семи стран: Соединенных Штатов, Канады, Великобритании, Франции, Японии, Южной Кореи и ОАЭ. Причина, по которой мы фокусируемся на этих странах, заключается в том, что они либо являются основными владельцами-операторами и экспортерами ядерных реакторов, либо, в случае с ОАЭ, ярким примером того, как можно успешно развивать ядерную программу», — сказала изданию уже член правления группы Элина Теплинска. На вопрос, будут ли недопущены в банк Россия и Китай и экспорт их технологий, представитель IBNI ответила очень уклончиво.

«У банка будут определенные обязательные критерии. И они будут включать в себя критерии ESG (экологические, социальные и управленческие). Эти критерии будут влиять на то, какие страны будут приглашены присоединиться к банку и какие проекты будут поддерживаться банком. Некоторые страны, вероятно, не смогут соответствовать этим критериям в настоящее время. В конечном счете, государства-члены будут решать, приглашать или не приглашать другие страны присоединиться», — сказала Элина Теплинска.

Директор «АтомИнфо-Центра» Александр Уваров отмечает, что пока рано говорить, ускорит ли создание банка экспансию западных компаний на атомном рынке, так как идея банка находится на концептуальном уровне.

«Но совершенно точно, что западные страны хотят создать механизм, который позволил бы активнее реализовывать крупные проекты в сфере атомной энергетики, — продолжает эксперт. — Не хотел бы угадывать, какие объединения в ответ могли бы создать Россия, Китай и многие другие страны, не входящие в „западный блок“. Но задуматься о формировании структур такого рода, как мне кажется, уже пора».

По данным Информационного центра электрической энергии Японии, к январю 2022 года по всему миру строилось или планировалось 110 ядерных реакторов. 76 из них относятся к компаниям России или Китая, из которых чуть менее половины, 33, появятся вне этих стран.

«На конец 2022 года в портфель проектов сооружения АЭС за рубежом госкорпорации „Росатом“ (с учетом портфеля АО „Атомэнергопром“) входило 34 энергоблока в 11 странах мира, из них 23 энергоблока в восьми странах находились на стадии сооружения», — сообщал в годовой отчетности «Атомэнергопром». Портфель на весь жизненный цикл проектов компания, входящая в «Росатом», оценивала в $ 200,8 млрд.

Агентство Nikkei отмечало, что, несмотря на оппозицию Европы и США, Россия продолжает поддерживать свое влияние в ядерной энергетике по всему миру. Пример — активные работы в Турции и Египте и активная поддержка Венгрией строительства новых энергоблоков на АЭС «Пакш».

«Многие развивающиеся страны положительно относятся к России», — говорил британскому научному журналу Nature Energy Кацпер Шулеки из Норвежского института международных отношений.

Особенность строительства «Росатомом» АЭС за границей состоит в том, что станции строятся на российские государственные кредиты с длительностью возврата до трех десятилетий. В нынешней геополитической ситуации риски такой атомной политики высоки. Однако это не самый плохой вариант, говорили EADaily эксперты.

Независимый промышленный эксперт Максим Худалов отмечал, что при всех рисках строительство АЭС в кредит все равно дает мощный вклад в отечественную экономику и развитие партнерских отношений со странами, где строятся российские реакторы.

«Задача состоит в том, чтобы загружать производственные мощности, нарабатывать опыт эксплуатации новых решений, чтобы впоследствии ставить у себя наиболее эффективные решения», — говорил Максим Худалов.

Тем временем США планируют экспансию в Восточной Европе, где планируют строить АЭС в Польше, Румынии, Болгарии и Словении. Однако одна из проблем будущих проектов — как раз финансирование, которое, очевидно, новый банк и должен будет решить.