Найти тему
Вокруг ТВ

Как устроен Болливуд: кланы, деньги и суровые контракты

Представляем гид по особенностям индийского кинопроизводства.

Так сложилось, что индийское кино всегда было близко россиянам. В советские годы ленты этой страны смотрело рекордное число зрителей. Наши бабушки и мамы обожали: «Бродягу», «Зиту и Гиту», «Танцора диско» и многие другие картины Болливуда. Любопытный факт – «Бродягу» посмотрели около 64 миллионов зрителей Советского Союза, «Зиту и Гиту» – более 55 миллионов, а «Танцора диско» – около 61 миллиона человек.

Похоже индийское кино возвращается к нам. Канал ТВ-3 представил романтический сериал «Женская доля», ставший самым популярным проектом телеканала ZeeTV. В сериале — 1600 серий! Он прославился не только в Индии, но и далеко за ее пределами.

Кадр из фильма «Зита и Гита»
Кадр из фильма «Зита и Гита»

Предлагаем узнать, как устроен современный Болливуд изнутри. А поможет в этом наша соотечественница актриса Лейсан Каримова, которая родилась в Казани, а сейчас активно снимается в индийском кино. Со слов Лейсан, в настоящее время в Болливуде в основном правят два клана – Капуры и Кханы. Так что, династии продолжаются.

Бешенно и хаотично

Актеры с амбициями, мечтающие попасть в Болливуд, должны иметь в виду: в Индии организация кинопроизводства все еще весьма и весьма хаотична. Новые эпизоды сериалов выходят каждый день, поэтому и снимают их быстро – всего за день. Но в то же время большой полнометражный фильм (а он действительно большой, в среднем — 3 часа) снимается слишком медленно. Индийская киноимперия еще учится использовать время продуктивно.

К тому же, в этой восточной стране существуют реальные проблемы с выплатами гонораров. То, что Индия – развивающееся государство, сказывается на зарплатах: денег часто приходится ждать реально долго.

Третье, что особенно пугает тех, кто хочет попасть в Болливуд, – питание. Специфическая индийская еда приходится по вкусу далеко не всем, и Лейсан Каримова не стала исключением: «Их специи для моего желудка – просто смерть, язва гарантирована». При этом сами индийцы искренне не понимают, что не так, и почему у иностранных актеров должны быть какие-то кулинарные привилегии.

Переигрывание приветствуется

Лейсан Каримова
Лейсан Каримова

Не случайно индийская киноигра ассоциируется у зрителя с бурной жестикуляцией, яркой мимикой, ударами, прилетающими в воздух, и другими проявлениями чрезмерности. По словам Лейсан Каримовой, в Индии переигрывание не считается знаком плохого качества — напротив, местный менталитет располагает к гиперболизации: «Им это нравится. Они сами по себе очень эмоциональный народ. У них, что ни ссора, то настоящая драма. Любовь – снова драма».

Кадр из сериала «Женская доля»
Кадр из сериала «Женская доля»

Однако сегодня потихоньку развивается и более реалистичное кино, поэтому от актеров и актрис уже требуется и более высокий профессиональный уровень мастерства – естественная игра.

Актрисы с формами

В индийском кино актрис ценят не только за красоту и актерское мастерство. В большинстве случаев девушка с «блеклой» внешностью может сыграть главную роль только в малобюджетном фильме. На кастинге решающими для актрисы являются ее формы, так как индийский идеал красоты не приемлет худобы. Поэтому все местные актрисы немножко в теле — «сочная» фигура привлекает индийских мужчин.

«Айшвария Рай, которую очень любят в России, по-прежнему звезда индийского кино, — говорит Лейсан Каримова. — Про ее красоту слагают легенды, пишут песни». Но актрисе уже 48 лет и ее активно теснят молодые девушки. Сначала – Катрина Кеф, потом на ее место пришла Нора Фатехи, а сейчас – Диша Патани. К тому же, после того, как в 2007 году Айшвария вышла замуж за актера Абхишека Баччана, она практически перестала сниматься. Сыграла буквально в двух проектах. Теперь ей по семейным соображениям – неприемлемо играть даже в минимально-откровенных сценах. Сейчас она больше занимается семьей, дочкой и является лицом одного известного бренда.

Айшвария Рай
Айшвария Рай

Интересный факт: к пластической хирургии индийские актрисы прибегают довольно часто, но при этом их никто не обсуждает и осуждает.

Что касается не индийской внешности, то здесь, как рассказывает Лейсан Каримова, есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, «белый человек» в Индии – центр притяжения, как на улице, так и на съемочной площадке: «Если ты белокожая, высокая, да еще и темноволосая – для них это самый сок, вселенская красота». К иностранным актрисам, особенно в мелком продакшене, относятся как к богиням, спустившимся с небес: хотят поговорить, сфотографироваться, прикоснуться.

С другой стороны, это особое уважение вызвано не только «вселенской красотой», но и тем, что всех иностранных артистов считают большими звездами у себя на Родине, которых специально привезли в Индию для того, чтобы сняться в отдельном эпизоде. Однако профессионалы, как известно, крайне неохотно соглашаются на маленькие роли (а это все, на что, в основном, могут рассчитывать иностранцы с неиндийской внешностью), поэтому приходится брать любителей. Отсюда местный стереотип — иностранцы не умеют играть.

Секрет танцевально-песенной «изюминки»

Все же привыкли к тому, что болливудские фильмы густо пересыпаны музыкальными вставками? Приготовьтесь удивиться. На самом деле никто из индийских актеров не поет! Здесь повсеместно используется лип-сингинг, иначе говоря, — «фанера». Актеру достаточно просто открывать рот, попадая в слова, — все остальное за него сделает профессиональный певец.

Кадр из фильма «Танцора диско»
Кадр из фильма «Танцора диско»

Другое дело – танцы. «Танцевать умеют почти все, это важно. Это часть болливудского кинематографа, их изюминка», — объясняет Лейсан Каримова. Причем, это «почти все» касается не только актеров: обычные индийцы тоже любят танцевать, и это у них отлично получается. Если в России в клубы ходят в основном для того, чтобы познакомиться и выпить, то в Индии – за тем, чтобы потанцевать. «Это танцующий народ, у них это в крови», — уверена Лейсан.

Избалованные звезды

Индийцы сходят с ума по своим актерам и настолько их боготворят, что увидеть звезду на улице или в ресторане невозможно. «Иначе люди их буквально разорвут на кусочки от бешеной любви», — утверждает Лейсан. Поэтому популярные индийские актеры имеют не по одному секьюрити, а отдыхать предпочитают за границей.

Лейсан Каримова отмечает безумный культ Болливуда и считает, что актерам – людям, которые, по сути, просто выполняют свою работу, — уделяется слишком много внимания на пустом месте. А избалованные звезды ведут себя отвратительно. Например, если в Америке исполнители главных и эпизодических ролей общаются и работают на равных, и никто не пытается манипулировать своей популярностью, то в Индии «как сказал главный актер — так и будет». Под требования звезды подстраиваются и режиссер, и вся съемочная группа. Звезда может грубить, делать, что хочет, а если что-то не понравится, то и уйти в любой момент – селебрити диктуют любые условия и неусыпно следят за соблюдением райдера.

По меркам Индии актерам платят просто бешеные деньги: в массовке – от ста долларов, за роли – от двухсот. По мнению Лейсан Каримовой, болливудские актеры – самые высокооплачиваемые в мире. Сложно даже представить, сколько зарабатывают Шахрукх Хан и Амитабх Баччан – самые знаменитые люди в Индии.

Амитабх Баччан
Амитабх Баччан

Но не спешите улетать в Болливуд, начинающие актеры и актрисы. В Индии сильно развит непотизм. Это значит, что билет в жизнь звезды Болливуда передается из поколения в поколение: «уметь играть не надо, главное – удобно родиться».

Границы страсти

Ценности индийской культуры накладывают определенные ограничения на съемки любовных фрагментов. В телевизионных проектах мы не увидим ни поцелуев, ни постельных сцен. Здесь верх выражения нежных чувств – это объятия, прогулки за руку и томно-романтичные взгляды. В обычных фильмах, созданных для кинопроката, постельные сцены есть, но до целомудренного простые. И, например, из «50 оттенков серого» в Индии показали только 25-30 минут.

В то же время на веб-платформах дело обстоит совсем иначе. Здесь, в свободной среде, индийская киноиндустрия будто бы отыгрывается: «Актрисы и голышом снимаются, есть и бурные постельные сцены», — рассказывает Лейсан. А одна из главных болливудских звезд Санни Леоне – из тех, кого считают небожительницей, – в прошлом и вовсе была порноактрисой. Вместе с тем, история с поцелуем Шилпы Шетти и Ричарда Гира во время публичного мероприятия по сбору средств на борьбу с ВИЧ вызвала сильную реакцию радикальных индуистских группировок, которые в знак протеста подожгли площади с изображениями актеров и потребовали их головы за нанесение ущерба ценностям индуистской культуры.

Шилпа Шетти в фильме «Близкие друзья»
Шилпа Шетти в фильме «Близкие друзья»

Борьба с патриархатом

Актуальные сегодня темы мужского абьюза, феминизма и харассмента медленно проникают и в патриархальную Индию, где в принципе остро стоит проблема отношения к женщине. Много шума, например, наделал снятый платформой Netflix фильм «Истории страсти» (Lust stories), вскрывший глубинные проблемы индийского общества. Авторы картины показывают, насколько в патриархальных семьях не удовлетворены жены — особенно в договорных браках, где муж не осознает, что женщина тоже должна получать удовлетворение. Эта картина показывает общество, где женщина несвободна, где ей нельзя быть сексуальной, где она сексуально не развита.

Патриархальный менталитет сильно усложняет жизнь индийских актрис. Никакой сексуальности, никакой открытой одежды — и при этом где-то еще просят играть постельные сцены. Мужчина-актер в Индии может позволить себе сниматься голышом, и будет за это вознагражден всеобщим восхищением. но если актриса выложит фотографию в купальнике, то тем самым она подпишет чистосердечное признание в проституции и измене родине.

Каримова отметила, что в киноиндустрии Индии не раз случались домогательства со стороны мужчин. «Прошло большое движение под названием #MeToo, — уточняет Лейсан. — Многие девушки – актрисы, визажистки, словом, все причастные к кино, вспомнили случаи, когда режиссеры или актеры-мужчины домогались их, заставляли делать что-то против воли или ставили разные условия». После того, как весь этот негатив выплыл наружу, многих, преступивших закон, оштрафовали, кому-то дали условный срок, а кого-то даже посадили. Теперь перед началом работы над фильмом большого формата существует жесткий договор, подписать который обязаны все члены съемочной команды. Некоторые крупные компании-продакшены начали предоставлять перед съемками контракт, связанный именно с sexual harassment. Иными словами, если кто-то из мужчин попытается пристать к актрисе или даже сказать в ее ажрес что-то нелицеприятное, пусть и в шутливой форме, то согласно контракту этот человек попадает под уголовную статью и ему могут даже дать тюремный срок. Однако в мелких продакшенах актрисы по-прежнему могут получить роль через постель. Тем не менее, как считает Лейсан, Болливуд сейчас вышел на новый уровень.

У индийского кинематографа огромный потенциал. В Индии, по словам Лейсан Каримовой, есть «очень много души», и передают ее индийцы через творчество: фильмы, песни и танцы. Убедиться в этом у нас есть все возможности: с уходом западных мейджоров и их проектов российская индустрия начинает плотно сотрудничать с Болливудом.