Найти тему
Иосиф Гольман

Акцентуации и психопатии. Зачем нам нужно про это знать, и как с пользой применять знания

Сегодня публикую последнюю заметку, написанную для новой книжки: «От детства до старости, включая любовь и вредные привычки (Записки из кабинета кризисного психолога)». Выход жду осенью-зимой.

В «отлежавшейся» рукописи всегда чего-то не хватает. И что-то – лишнее

После того, как рукопись закончена, я никогда не передаю ее в издательство сразу.

Кладу отлежаться.

Снова беру в руки через пару недель, а то и месяцев. И несмотря на то, что содержимое уже много раз было мною читано-перечитано, всегда находится необходимость в доделках и переделках. Что-то поправить, убрать или, наоборот, добавить, дописать. Хоть и говорят, что лучшее – враг хорошего, но мой рабочей процесс проистекает именно так.

Вот и сейчас, посмотрел после месячной «выдержки» рукопись новой книжки. И обнаружил, что здесь явно не хватает одной темы.

Конкретнее – оценки особенностей характера человека.

Какого? Да всех, без исключения, окружающих!

Хотя, конечно, важней всего максимально точно оценивать особенности характера самых значимых для твоей жизни людей. Потому что именно с ними ты проводишь больше всего времени. И от взаимодействия именно с этими людьми ты получаешь больше всего и радости, и серьезных проблем.

А вот проблемы обычно возникают как раз из-за непонимания особенностей характера наших собеседников и партнеров, даже самых, казалось бы, близких.

Кстати, понимание своего собственного характера также добавляет нам очков в карму.

Личность, темперамент, характер и психотип. Психологи не договорились, и мы не будем

Итак, приступим.

Как и все, что я пишу, эта заметка не претендует на академичность и широту взглядов. Мне лишь хочется дать читателю в руки некие, практически применимые, полезные сведения.

Поэтому мы не станем углубляться в сходство и различие таких терминов, как личность, темперамент, характер и психотип. Тем более, что психологи сами по этой теме полностью договориться не в состоянии :). Ограничимся интуитивным пониманием сути каждым из нас.

Отметим лишь, что личность – это все же нечто большее, чем характер. Это, скорее, продукт взаимодействия характера с окружающим миром. Или – впечатление внешнего мира о вкладе человека в него, а не о самом человеке. Отсюда примеры, когда великая личность может обладать вполне себе скверным характером.

Ну и добавим, что выделенный психотип – это нечто сильно абстрактное, лишь частично применимое к каждому конкретному человеку, который может представлять собой сложную смесь черт разных психотипов.

С темпераментом также остановимся на интуитивно понятном подходе, связанном с оценкой общей активности человека: сильнее темперамент – выше активность (в общем или в частностях).

Все, закончили с академизмом, так и не особо начав :).

Характер по определению

Перейдем непосредственно к характеру, привычному в нашем быту понятию.

В замечательной книжке Ю.Б. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию» дано такое определение этого термина: «Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования».

Итак, «способы поведения и эмоционального реагирования». Именно поэтому практически каждый из нас может, достаточно пообщавшись, оценить характер любого своего знакомого, сослуживца или родственника. Он же много раз видел, как вел себя и эмоционально реагировал тот, чей характер в данный момент оценивается.

Очень важно отметить, что в процитированном определении речь идет об «устойчивых свойствах». Так что, если вам десять раз наступали на ногу, а вы лишь однажды перешли на обсценную лексику, то это еще не ваша характерологическая особенность, а, возможно, просто случайность . Может, так сложились многие обстоятельства, которые в другой раз не сойдутся вместе, и реакция будет совершенно иной.

Однако если отбросить неподобающий юмор, то проблему-то мы сейчас изучаем серьезную. Ведь, понимая чужой характер, можно гораздо более эффективно наладить взаимодействие с этим человеком. Не важно, какое – супружеское партнерство, детско-родительское, начальник-подчиненный. Это необходимое знание в любом варианте.

Вот об этом – опять-таки, в практическом ключе – и поговорим.

Откуда берется характер?

Вопрос не праздный. Ведь если он выдается с рождения, Всевышним или генами, то остается только терпеть, если выдали что-то не то.

А предпосылки к такому взгляду давно известны.

Например, известная ирландская семейка, чья фамилия преобразовалась в международное слово «хулиган». Многими поколениями они дрались, бузотерили, отъезжали в каталажку и даже стали героями комиксов. И лишь недавно генетики нашли отвечающие за это безобразие гены.

Совершенно неоспорим вклад генов в темперамент, от которого будущий характер сильно зависит. Родился шустрик – всю жизнь будет шустрить.

Этот же подход подтверждают эксперименты с исследованием разлученных в детстве однояйцевых близнецов, и сиблингов, которые воспитывались вместе (данные взял также у Ю.Б. Гиппенрейтер). Так вот, у разлученных близнецов корреляция свойств характера в разы выше, чем у воспитывавшихся вместе сиблингов.

Ладно, принято. Гены «при делах».

Однако и воспитание значит, как минимум, не меньше. Воспитание в широком смысле, с учетом влияния не только родителей и педагогов, но и других значимых близких, социальной среды. Влияют, наконец, просто уровень здоровья и качество экологических условий.

Самый простой и страшный пример – недостаток йода и селена в натальный и детский период. Человек может вырасти со слабоумием или даже кретином. Да-да, если кто не знал: не леченная проблема щитовидной железы, гипотериоз, в период развития может полностью убить в человеке человеческое. Так что, кретинизм – эндокринное заболевание.

Итак, подытожим: наш характер – «алгебраическая», как сказала Юлия Борисовна, сумма генетической «лотереи», социальных условий (прежде всего, воспитания и окружения), а также аспектов здоровья и физических условий.

Такой вывод дает нам надежду на исправление врожденных проблем, и на улучшение выпавшего нам (нашим детям) генетического «жребия».

Генотип действительно закладывает основу характера, но не предопределяет его.

Характер «плохой» и характер «хороший». Разделяем

Тут я опять обойдусь без академизма. На мой приземленный взгляд практика, хороший характер – это когда ребенку (а потом подростку и взрослому) в этой жизни комфортно, причем не за счет дискомфорта его окружающих. В этом случае человек нормально, не патологически, адаптирован к жизни.

Если же ребенку, и выросшему потом из него взрослому, психологически постоянно некомфортно, то, рано или поздно, станет некомфортно и всем вокруг. В лучшем случае, такой ребенок не оправдает ожиданий родителей, а в худшем – испортит им жизнь.

Мне могут привести примеры детей-«мучителей», когда все вокруг от них стонут, а им самим хоть бы что. Из моего опыта – такое почти невозможно. Ребенок ведет себя плохо чаще всего потому, что ему самому плохо.

Из сказанного получается, что нужно определять патологии характера как можно раньше, чтобы у близких оставалось время его, в случае нужды, скорректировать.

А как понять, что патология, а что – нет? И что еще зависит от воспитания, а что уже проблема «медицинского» свойства?

Значит, мы должны проанализировать различные черты характера и сравнить их с неким эталоном.

Вот и дошли до типологии характеров (темпераментов, личности) и выраженности их акцентуаций.

О типологии характеров, и не только характеров

Здесь, конечно, огромное поле для творчества психологов, а при серьезных отклонениях от средней нормы – и для психиатров.

И психологи расстарались.

Если Юнгу хватило всего двух типов – интраверты и экстраверты, то Карл Леонгард выделил целых двенадцать. Правда, касающихся не только акцентуаций характера (демонстративный; педантичный; застревающий; возбудимый), но и темперамента (гипертимический; дистимический; аффективно-лабильный; аффективно-экзальтированный; тревожный; эмотивный), и типа личности. В последнем он согласился с Юнгом, оставив два типа: экстравертированный и интравертированный.

Как видим, здесь тоже «намешаны» термины характер, темперамент и личность.

Мне ближе классификация А.Е. Личко, в которой 11 типов характера, хотя, на мой вкус, эти 11 типов во многом повторяют друг друга, и можно было бы ограничиться пятью-шестью основными. Ведь мы же все время смотрим на практику, не так ли? Поэтому хотелось бы «очистить» показатели анализа характера до более четкой дифференциации. К тому же, в каждом человеке они еще и намешаны сильно.

Но о практике чуть позже.

А пока выясним, как разделить акцентуацию характера, то есть, отличие какой-то черты характера от средней нормы, и патологию этой же черты? Вопрос, согласитесь, не праздный.

Акцентуации и психопатии

Здесь как правило для случая патологии используют положение о наличии трех показателей, причем, обязательно всех трех сразу (критерий психопатий Ганнушкина-Кербикова):

1. Эта патологическая черта должна присутствовать и сохраняться в характере человека постоянно. Чаще всего – всю жизнь, с детства и до старости. Она может обостряться в какие-то моменты с внешним влиянием, но никогда не может исчезнуть.

2. Эта патологическая черта проявляется в любом состоянии: на работе и в отпуске, в праздник и в будни, среди своих и чужих. Например, если кто-то агрессивен с подчиненными и нежен с начальством, то это уже не психопат, а сами знаете, кто.

3. Про третий признак я уже упоминал, говоря о норме, как адаптивном варианте. Акцентуированная черта, ушедшая в психопатию, обязательно и непременно вызовет дезадаптацию человека в обществе. Тут всегда кто-нибудь страдает: либо сам психопат, либо его окружающие, либо и те, и другие вместе.

Соответственно, если отклонения от нормы все же заметны, но выполнения всех трех вышеуказанных пунктов не наблюдается, то мы имеем дело не с психопатией, а с характерологической акцентуацией. То есть, эта черта характера усилена, на ней поставлен акцент (ударение), но она не перешла ту грань, за которой начинается психопатия.

Ну и как это измерить?

Пока что все было слишком теоретизировано, что для практикующего психолога неприемлемо. Для приведения этих сведений в практическую плоскость, нужно научиться более-менее точно «измерять» величину «ненормальных» черт характера.

Да вот только психрометр существует, а «психометр» – пока нет.

Однако специалисты имеют в своем арсенале достаточно средств для проведения подобных оценок.

Назову как минимум три.

1. Опыт и наблюдение. Мой учитель, Э.И. Минскер, рассказывал, как когда-то, когда он сам был юным аспирантом (50-е годы ХХ-го века), он вбежал в кабинет к своему научному руководителю, тогда уже очень пожилому психиатру. Вбежал с пачкой листов из самописца электроэнцефалографа. И радостно объявил, что он, похоже, научился по ЭЭГ диагностировать шизофрению. На что старый доктор усмехнулся и ответил: «Я ее определяю, когда больной только переступает порог».

И это было правдой. Опытнейший врач, пересмотревший и исследовавший за свою жизнь тысячи больных, улавливает, даже неосознанно, множество знаков, в сумме дающих верный ответ.

2. Опыт и клиническое интервью. Это больше, чем наблюдение. Хотя – тоже наблюдение и анализ.

3. Опыт и батарея хороших (валидных) тестов. Я обычно работаю именно в перечисленном порядке, с тестов не начинаю никогда. Потому что даже самые замечательные тесты могут ошибаться. Не только в случае намеренного обмана со стороны испытуемого. Но и от волнения, от непонимания инструкции, от того, что встал не с той ноги. Причин – миллион.

Но если ваши впечатления по п.п. 1 и 2 совпадают с результатами тестов, то, скорее всего, ошибок в выводах не будет.

И, да, это уже измерения.

В большинстве тестов предусмотрены численные коридоры для нормы, для акцентуаций и для патологии.

Например, есть такой совершенно замечательный, хоть и трудоемкий, тест MMPI (в русскоязычной адаптации – СМИЛ). Он был разработан чуть не век назад, американскими военными психологами, для тестирования эффективности военной пропаганды. Как это часто бывает, «дитя» сильно переросло замыслы «родителей», став отличным средством для исследования индивидуальных особенностей психологических (психических) состояний личности.

В нем 566 вопросов. И три показателя, основная цель которых (у них есть и дополнительные цели) выявить, корректны ли результаты теста. Причем выявляют не только прямую ложь, но и даже скрытую от самого себя (например, желанием соответствовать стандартам общества). А кроме них – 10 основных измеряемых показателей. На компьютере они сразу переводятся для удобства в так называемые Т-баллы.

Что же мы измеряем в этом тесте?

1. Сверхконтроль.

2. Пессимистичность

3. Эмоциональная лабильность

4. Импульсивность

5. Мужественность/женственность

6. Ригидность

7. Тревожность

8. Индивидуалистичность

9. Оптимистичность

0. Интроверсия

Сразу отметим, что у разных специалистов одни и те же шкалы могут именоваться по-разному. Например, Шкала 8 может также называться Креативность. Или Шизоидность. Или Шизофреничность.

Шкала 3 может быть названа, например, Истеричность. А Шкала 4 – истинная психопатия или возбудимая психопатия.

Почему такие разночтения?

Как раз из-за того, что малые акцентуации придают своеобразие, но не являются патологией. А вот слишком большие – вполне могут свидетельствовать о заболевании. Например, Шкала 8 отмечает количество необычных ответов. Это может свидетельствовать об оригинальном мышлении, креативности. А может – о мышлении иррациональном, об отчуждении от реального мира, аутизации.

Кстати, именно поэтому не советую проходить подобные тесты без специалиста. Компетентная расшифровка для неопытного невозможна. А вот беспочвенно напугаться, увидев неприятные слова типа «шизоидность», вполне реально.

Специалист же, получив от вас корректные результаты теста, после профессиональной расшифровки сможет сделать глубокие выводы о ваших личностных особенностях, проблемах, механизмах защиты (в том числе – несовершенных). И, главное – о том, как вам оптимально помочь.

В этом тесте, в итоговом графике, коридор «стандартной» нормы – 45-55 Т-баллов. Еще по 15 Т-баллов в каждую сторону обозначают акцентуации, от слабой до сильной. И, наконец, разбег более 20 Т-баллов от нормы может показывать на патологию.

Именно – может показывать. Поэтому, опять-таки, не торопитесь пугаться. Потому что только специалист знает множество тонкостей, когда, например, завышенные показатели не являются пугающими. Вообще-то, с этим тестом нужно год плотно поработать, чтобы самому начать в нем нормально разбираться. Потому что значение здесь имеют не только сами пики отдельных показателей, но и, главное, их сочетание, комбинации.

Часто спрашивают: можно ли обмануть такой серьезный тест, как СМИЛ? Вопрос связан с тем, что его применяют при приеме на работу, и соискателю хочется произвести лучшее впечатление на работодателя.

Так вот, обмануть можно кого угодно. Но только время на обучение уйдет больше, чем на исправление того дефекта, который вы хотите припрятать. Если же человек пришел за психологической помощью, то обманывать вообще как-то странно.

В моей практике было несколько случаев попыток спрятать психическое заболевание (пациент не был настроен лечится). Даже приносили чужие результаты теста. Это легко выясняется, потому что наблюдение и клиническое интервью никуда не делись. Да и смысл какой обманывать? Принудительная психологическая помощь все равно невозможна.

Я привел СМИЛ как пример. На самом деле, количественных тестов очень много (тревожность, невротичность, депрессия, агрессия, дереализация и т.д.), и мы почти всегда можем отличить норму от акцентуации, а акцентуацию от психической проблемы.

Но что делать потом?

«Что же из этого следует?»

Люблю эту песню. И ответ, в ней заключенный: «Следует жить».

Что бы вы в тесте ни намерили, это, во-первых, вовсе не диагноз. А, во-вторых, предупрежден – значит, вооружен.

Мы не беззащитны перед лицом психологических напастей. Да и перед лицом психических – тоже. Просто нужно не зарывать голову в песок, а идти к специалистам. В большинстве случаев удается облегчить состояние человека, а часто и полностью убрать проблему.

На сегодня - все.

На заставке - работа И.А. Сапункова "Два лица" из коллекции галереи "Арт-Гнездо".

Ниже - полезные статьи и видео с конкретными советами и техниками.

Боремся с тревожностью. Часть 4. Техника Брюера

Аарон Бек: ученый, психотерапевт и... тест на депрессию.

Тревожное расстройство поддается коррекции. Очередной пример из практики

Истории из кабинета-2. Тревожное расстройство как мина замедленного действия. Нужно разминировать

Истории из кабинета-5. Невеселая

Вопросы по тел./вотсап +7 903 2605593

И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам.  Давайте вместе менять вредные стереотипы о психических заболеваниях и людях, ими страдающих.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц