Найти тему
Крымские иZвестия

ТРИ АВГУСТА ИВАНА ГРОЗНОГО

Исторический портрет первого русского царя

Памяти моего преподавателя А. С. Шевченко. Его авторскому курсу «Исторические портреты русских царей» посвящаю...

25 августа (3 сентября по новому стилю) 1530 года в Москве была сильная буря, летняя гроза бушевала над Третьим Римом. В этот день и суждено было появиться на свет первому русскому царю — будущему Ивану IV Грозному. Наследника мужеского пола долго ждали, с 1528 года стали возводить просительную церковь в Коломенском, и Бог услышал чаяния зрелого летами Государя всея Руси Великого князя Московского Василия Третьего и его молодой рыжеволосой княгини, точёной статной красавицы Елены Глинской: родился мальчик. Через три года ктитора храма, Великого князя Василия Третьего не стало...

Об исторической личности царя Ивана IV на уровне обывателя среднестатистический россиянин «знает» так много и в то же время практически ничего не ведает из области академической исторической науки. Для того, чтобы составить свой исторический портрет русского царя (а у каждого он получится именно свой, и это нормально для гуманитаристики), придётся рассмотреть виды исторического сознания, формирующие память об отечественном правителе шестнадцатого века на трёх уровнях исторического мировоззрения.

Массовый уровень исторического сознания — самый живучий и самый распространённый. Он обладает особыми «знаниями». Люди оперируют «очевидными» данными, известными всем. Для многих Иван Грозный — безусловно, жестокий царь, с его именем связаны казни и массовые расправы над невинными людьми: простолюдинами и знатью. И общество до наших дней воспринимает его в этом ключе (негативно и с трепетом), о чём свидетельствует реакция на установление памятника русскому царю в городе Орле: негоже ставить памятники тиранам (первый в истории России памятник царю Ивану Грозному открыт в Орле 14 октября 2016 года). Это же второй Сталин, ну хронологически, конечно, первый, но по масштабам злодеяний в сознании либеральной общественности — второй. Негативная реакция на открытие монумента, скажем прямо, — ошибочная. Что в принципе вполне простительно россиянам: наше общество не особо сильно осведомлено о палитре красок русских правителей и знает тройку лидеров — Петра Великого, Екатерину Вторую и Иосифа Сталина. Три Александра из XIX века — уже уравнение с двумя переменными...

Художественный уровень исторического знания имеет свои особенности: он всегда склонен к аффектизму, но оперирует живыми стойкими образами. Благодаря художнику Илье Ефимовичу Репину всем нам известна картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (укоренившаяся в массовом сознании как «Иван Грозный убивает своего сына»), которая позже была выставлена в Третьяковской галерее. По преданиям, после написания этого сюжета у художника стала усыхать рука за неоправданный сюжет. В 1913 году Абрам Балашов ножом испортил полотно, которое пришлось реставрировать. Хранитель галереи Егор Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд. К слову сказать, император Александр III, как и его окружение, не был особо рад написанию полотна. Картину запретили к показу, она стала первой, подвергшейся цензуре в Российской империи.

В массовом сознании россиян Иван Грозный — кровавый убийца, не пожалевший даже своего сына. На деле это исторический миф (который, возможно, возник под влиянием западной католической реакции): нет подлинных исторических источников, подтверждающих, что это действительно произошло. Но мифологизация имеет место быть в исторической памяти народа. Благодаря советскому кинематографу, режиссёру Леониду Гайдаю (фильм 1973 года «Иван Васильевич меняет профессию») наш народ знает, что русский царь брал Казань и Астрахань (правда, не всегда знает, когда), не разбазаривал земли на северо-западе (Кемскую волость не отдал шведам), ну и женился он часто. «Марфа Васильевна я.» — так в фильме был увековечен образ Марфы Собакиной (ветвь Рюриковичей), третьей жены русского царя, молодой красавицы, которая в жизни так и не успела попировать, потому что умерла в царском достоинстве очень скоро после судьбоносного для неё выбора царя (супругой была всего 15 дней).

На любительском уровне исторического знания эпоха Ивана Грозного представлена менее значимо. Автору неизвестно о масштабных исторических реконструкциях военных достижений первого русского царя. Хотя строительство крепости Свияжск — это элемент совершенствования русской фортификации и осадного искусства. 23 августа (по старому стилю) 1552 года началась осада Казани, которая продлилась чуть более месяца и завершилась занятием города 2 октября 1552 года. События августа—октября положили начало вхождению бассейна средней и нижней Волги в состав Русского царства. Об этих днях с 90-х годов ХХ века тоже не особо часто говорили, так как суверенитет Татарстана, балансировавший на грани сепаратизма, взывал к пробуждению покаяния за московский экспансионизм XVI века у новых россиян образца эпохи Б. Ельцина.

Не менее сложной является отражение образа Ивана Грозного в отечественной и зарубежной исторической науке, что стало следствием разных подходов и оценок его эпохи сквозь призму современности. Так, Иосиф Сталин критиковал коллегу по управленческому цеху за излишнюю мягкость, что не могло не отразиться на оценке поступков русского царя в советской историографии 30—40-х годов ХХ века.

Не так давно ушедший в лучший мир легендарный декан исторического факультета СПбГУ Игорь Фроянов («Драма русской истории») создал взвешенный центристский образ русского царя без излишне негативных красок в историческом портрете Ивана Васильевича.

Отойдём от научных дискуссий и рассуждений и попытаемся составить исторический портрет русского царя на основе имеющихся знаний и интересных фактов о нём.

Ивана Грозного стоит рассматривать, используя исключительно интервальную методологию, разбивая его жизнь по меньшей мере на два, а в лучшем случае на три временных отрезка. Первый период: от 1547 до 1560 года — смерти любимой жены Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой (происходившей из будущей династии Романовых), второй интервал (короткий) — от 1560 до 1565 года — своеобразный переходный период от позитивного отрезка царствования к негативному и третий период (1565—1584 гг.) — от начала опричнины до смерти царя — время негатива и откровенного перечеркивания политических достижений первого, положительного, этапа царствования.

Учитывая психоэмоциональное состояние царя, его частную жизнь и характер правления, мы прослеживаем минимум два Ивана Грозного: реформатора и политического деятеля с недюжинными способностями и — человека с расстроенной психикой, ухудшающимся здоровьем, загулами, репрессиями по отношению к подданным и раскаянием до кровоподтёков от безудержных челобитных. Второй Иван Грозный будет использовать совершенно иную модель управления. Убеждён, что Ивана Грозного нельзя рассматривать как целостную личность и давать ему однозначную оценку с той или иной полярностью в промежуток с 1547 по 1584 год.

-2

В положительном ключе он — первый русский царь (до него в нашей истории были только лишь великие князья), то есть правитель, носящий титул выше титула европейских королей. Причём этот титул он возложил на себя сам, а не принял из рук европейского понтифика, сидевшего в латинском Риме, как это было принято в практике европейского легитимизма. Архимандрит Макарий разработал процедуру венчания на царство, отдельные элементы её сохранились вплоть до венчания на престол последнего русского царя Николая Второго.

Европейцы с трудом принимали подобные притязания на новый статус московских правителей, но Иван Грозный не словом, а делом доказал Старому Свету, что он — настоящий русский царь. Успехи во внешней политике первой половины его правления (взятие Казани в 1552 году и Астрахани в 1556 году) на практике продемонстрировали, что Россия — это уже не великое княжество: Москва смогла включить в свой состав два крупных осколка Золотой Орды, правители которых носили ханский титул (равный царскому). Присоединяя этнически не русские территории при Иване Грозном, Россия сделала первый шаг к серьёзной поликонфессиональности и полиэтничности государства и стала подлинным царством, в составе которого, кроме Московии, было ещё два ханства.

К положительной стороне первого этапа правления относится и тот непреложный факт, что Иван Грозный был и остаётся в нашей истории первым реформатором. Трудно сказать, осознавал ли он себя в этой ипостаси, как Пётр Великий. Думается, что нет. Но именно он со своей «Избранной Радой» проводит первые масштабнейшие по всеохватности реформы, изменившие государственное устройство России. В 1549 году созывается Земский собор, в 1550 году принимается новый Судебник, в 1551 году созывается Стоглавый собор, принимающий важные решения в сфере церковного управления, в 1555 году упраздняется местничество в русском войске, отменяются средневековые кормления. Россия уходит от феодализма и строит сословно-представительную монархию образца раннего Нового времени.

Иван Четвёртый был блестящим оратором и полемистом (посмотрите и почитайте его переписку с опальным воеводой Андреем Курбским). Он — знаток русской и зарубежной истории, истории церкви и богословия. Царь блестяще играл в шахматы, разыгрывая партии не хуже гроссмейстера своего времени.

Личная жизнь царя — трагична и драматична. В три года он остался без отца, в восемь лет лишился матери. Время боярского произвола искалечило психику подростка, который жил в постоянном страхе физического устранения во время борьбы ведущих кланов за власть. Безгранично любя первую супругуАнастасию Романовну и потеряв её в 1560 году, он, при наличии последующих отношений, никогда больше не будет счастлив от женского присутствия, несмотря на последующие не признанные церковью ещё семь браков. Царь сам признавался, что растлил «тысячу дев», самолично оставив подобные свидетельства («Синодик опальных», составленный по его указанию).

Женился царь часто и не переставал искать своё семейное счастье, пытаясь свататься даже к английской королеве Елизавете Первой, но ни он с его характером и статусом не мог себе позволить стать принцем-консортом, ни она с её амбициями королевы зарождающейся великой морской державы не могла стать всего лишь одной из жён русского царя. «А ты пребываешь в своём девическом чину, как есть пошлая девица», — заключил он по-нашему, по-русски, в своей дипломатической переписке в адрес английской королевы, не согласившись на её предложения о женитьбе на какой-то из родственниц королевы.

Дети у Ивана, кроме его погибшего при невыясненных обстоятельствах сына — тоже Ивана, были, но оказались слабы здоровьем, многие умерли во младенчестве, оставшиеся в живых — будущий царь Фёдор Иванович и погибший впоследствии от несчастного случая в Угличе царевич Дмитрий — стали последними ростками увядающей московской ветви династии Рюриковичей.

К негативным достижениям Ивана Четвёртого можно отнести знаменитую опричнину, длившуюся с 1565 по 1572 год, которая в конечном счёте привела к опустошению русского севера и к экономическому запустению — Великой Порухе 70—80-х годов XVI века. Неутешительным стал и итог многолетней Ливонской войны (1558—1583 гг.): выхода к Балтике не только не получили, но и утратили ряд территорий на северо-западе страны. Угасал царь в расстроенных чувствах, уставший и разбитый болезнями. Умер он 18 марта (по старому стилю) 1584 года, расставляя любимые им шахматы для очередной партии с царедворцами.

Хочется привлечь внимание к образу первого русского царя и отойти от излишней демонизации его образа, разъяснив, кому она играет на руку. Наши представления об истории совсем не тождественны самой истории как процессу. Более того, наше представление об истории всегда коррелируется любой последующей эпохой с её политическими запросами на сильную или слабую власть.

-3

Иван Грозный, уже при жизни, в годы Ливонской войны изображался в западной исторической традиции (не без участия первых русских диссидентов) как кровавый тиран. Однако для сравнения: не считающийся таковым английский Генрих VIII (король с 1509) загубил на Туманном Альбионе жизней гораздо больше, чем наш Иван IV в снежной Москве, Новгороде или Александрове. Женился он тоже не единожды, как и английский король, но никого из своих избранниц на эшафот не отправлял (как это сделали с несчастной Анной Болейн и Екатериной Говард), поэтому русский народ, в отличие от англичан, не сочинял считалочек о личной жизни Ивана Грозного, а вот жён Генриха английские школьники запоминают так: развёлся — казнил — умерла — развёлся — казнил — пережила (последняя — Екатерина Парр). Негативный тренд понятен: ведущий борьбу с Ливонским орденом, Литвой, а потом и возникшей Речью Посполитой Иван Грозный не мог восприниматься как положительный герой на Западе, что перекочевало и в нашу историографию, особенно с XVIII века под влиянием немецких историков, трудившихся в Академии наук.

Иван Четвёртый пытался ограничить и подчинить церковь, навести порядок в её внутренней жизни. Безусловно, образ Ивана Душегубца — отчасти дело рук церкви и русских юродивых. Помните обращение юродивого в Пскове? В 1570 году, во время Великого поста, царь Иван IVГрозный, возвращаясь из сожжённого Новгорода, с тем же намерением прибыл в Псков. Блаженный Николай направился тогда к правителям города и посоветовал с почётом принять государя, расставив на улицах по обычаю столы с хлебом-солью. После богослужения царь, кичившийся своими порывами благочестия, послал за святым, чтобы получить его благословение. Николай предстал перед царём и подал ему кусок кровавого мяса. Возмущённый монарх вскипел: «Я — христианин и не ем мяса Великим постом!». «Ну а кровь-то христиан ты пьёшь?» — отвечал Николай. Смущённый царь пришёл в себя и отказался от задуманной им резни. По свидетельству очевидца, «после этого предупреждения царь уехал из города с такой поспешностью, словно убегал от целой неприятельской армии. Так худой бродяга привёл в замешательство и прогнал царя с тысячами воинов».

Со старшим сыном Ивана Грозного — Иваном молодым дело обстоит ещё запутаннее. Противник мирных договоров и сторонник победоносного завершения Ливонской войны, он вполне мог быть устранён посланцами западных дворов, дабы обескуражить стареющего царя и лишить его последней надежды на наличие достойного преемника.

История не может развиваться лишь в положительном или в отрицательном ключе. Итог многих деяний не бывает однозначным. Укрепив центральную власть, уничтожив уделы и боярский произвол, Иван Четвёртый, по сути, прижёг оставшиеся ветви московских Рюриковичей — Калитичей, спровоцировав невольно будущий кризис власти — Смуту начала XVII века. Россия в раннее Новое время вошла с расстроенными финансами и экономическим запустением Севера (Новгорода), однако без удельного сепаратизма и с освоением Урала и Западной Сибири Ермаком Тимофеевичем, с плотной инкорпорацией Казани и Астрахани, что, в свою очередь, за счёт глубины тыла позволило выжить в условиях Смуты и польско-шведской интервенции.

Как нужно относиться к первому русскому царю? Объективно и взвешенно, и по меньшей степени уважительно — как к правителю, который смог достойно возложить на себя царский венец, закладывая основы русского самодержавия (несмотря на то, что этот титул появился ранее — после Василия Второго Тёмного). К слову сказать, до этого у нас, восточных славян, своих доморощенных царей не было. Русичи и московиты (их потомки) называли и считали царями и царевичами только византийских правителей да ордынских ханов в более поздний период, понимая, что свои властители всего лишь великие князья. Ивану было легче, чем другим, примерить на себя царский венец — будучи правнучатым племянником последнего византийского императора Константина XIи правнуком морейского деспота Фомы из династии Палеологов, он был византийских императорских кровей по линии бабки — Софии Палеолог, супруги Ивана Великого.

В настоящее время не только в умах наших соотечественников, но и в научной среде нет единого взгляда на личность первого русского царя, и оценочные суждения имеют разбежку от душегубца до святого, коим его почитают в правоклерикальных кругах. Доводилось видеть неканоническую икону Ивана Четвёртого. В этом, наверное, тоже особенность нашего массового исторического сознания — неопределённость в суждении от остракизма до безумной героической патетики исторических личностей, которую нужно исправлять,корректировать, возможно, и на уровне единого учебника по истории, хотя бы в средней школе, потому что история более высокого порядка — история в вузе — предполагает существенную разбежку во мнениях, полезную лишь для специалистов.

К Крыму Иван Четвёртый и его время имеют, хотя и опосредованное, но важное отношение. Так, в августе 1572 года произошла битва при Молодях, и русские войска под предводительством воевод, князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина наголову разбили войска крымского хана Девлета I Герая. При Иване IVсоздавались засеки и появились города-крепости, к которым относится тот же Орёл. Они защищали Россию от набегов степняков с юга. В Крыму был убит и погребён, возможно, ещё один предок Ивана Грозного по линии Глинских — хан Мамай (Глинские приписывали себе в качестве родоначальника одного из его сыновей).

При Иване Грозном была заложена модель взаимоотношения с тюркскими народами — осколками Золотой Орды, которые притягивались к ядру русских земель. Москве было суждено стать новой евразийской империей, многоголосой и религиозно толерантной подобно Золотой Орде. И первым правителем этого Восточного царства стал первый русский царь Иван Грозный, родоначальник русского самодержавия как формы политического устройства.

Искажать или умалчивать все казусы и перипетии этой истории неоднозначного и яркого, неуравновешенного и талантливого царя-деспота и реформатора нельзя, как и нельзя не гордиться первым русским царём в истории нашего государства.

Роман БЛИЗНЯКОВ.

Сайт "Крымские известия"
Сообщество в ВК