Лишение премии остается важным рычагом влияния на качество и стиль работы сотрудников. Снижение премии возможно при наличии оснований. Недавно один из работодателей уменьшил на 20% квартальную премию работника, из-за постоянных жалоб на плохое санитарное состояние его кабинета. К счастью работодателя, обязанность поддержания порядка на рабочем месте была прописана в должностной инструкции сотрудника, и поэтому оспорить размер премии последний не смог (Определение 9-го КСОЮ от 03.08.2023 N 88-7163/2023).
Что нужно учесть при составлении приказа о снижении премии работнику?
1. Порядок оформления снижения размера премии. В законодательстве информации о нем на сегодня нет. Поэтому позаботиться о нем – задача работодателя. Для этого лучше прописать его в локальном нормативном акте о премировании или в коллективном договоре, если такой есть. Суд всегда внимательно проверяет, действовал ли работодатель в рамках заданного алгоритма или нет. Когда специального порядка оформления в организации нет, то нужно издать приказ о снижении премии. О приказе должна знать и бухгалтерия, чтобы не начислить лишнего.
2. Что писать в приказе. Список данных определяет компания сама, но самые необходимые следующие:
- ФИО работника, должность, структурное подразделение,
- основание для снижения премии со ссылкой на пункт документа, где эти основания предусмотрены (например, на соответствующий пункт положения об оплате труда и премировании),
- период, за который премия снижается,
- размер снижения премии.
Так же можно указать, например, ФИО ответственного сотрудника, который должен ознакомить работника с этим приказом.
3. Основания для снижения премии. Закона о таких основаниях нет. Однако, в локальных актах они могут быть. Лучше, если такие основания напрямую связаны с трудовыми обязанностями работника (например, невыполнение плана в периоде, за который начисляется премия).
4. Доказательства наличия оснований для снижения премии работнику. Ими могут быть распоряжения, служебные записки, акты проверки и прочие документы, которые подтвердят справедливость действий работодателя. В любом случае, подобные документы потребуются, если работник решит обратиться в суд.
5. Ознакомление с приказом. Лучше ознакомить с приказом под подпись и сотрудника, и ответственных лиц (например, бухгалтера по расчету заработной платы). Работнику нужно понимать, по какой причине размер премии снижен, а бухгалтер должен быть в курсе новостей, чтобы качественно выполнить свою работу.