Сейчас давно уже не конец девятнадцатого и не начало двадцатого века. Тогда действительно были специалисты, к которым меня хотел причислить Леонид. Сейчас же я не пойду к такому репетитору, если мне надо будет подтянуть школьную программу...
- А вы были отличницей по всем предметам?
- Да, по всем.
Я хотела продолжить, сказать "Но только до седьмого класса", однако Леонид перебил:
- Так и должно быть. Вот скажите, учитель русского языка в начальной школе знает весь русский язык, да?
- Ну... весь русский язык не знает никто, но школьную программу он знает.
- А зачем ему знать всю школьную программу, если он преподаёт только в начальной школе?
- Учитель всегда должен быть на две головы выше ученика. Ученик может задать вопрос не по программе, например, спросить, почему "танцевать" пишется через "е". Что учитель на это скажет, если он знает только программу начальной школы? Что не знает? Как думаете, будет после этого класс его уважать? Или, может быть, учитель скажет: "Это тебе ещё рано знать, будете проходить в шестом классе". Но это не так. В начальной школе это правило вполне доступно. Я сейчас вам его объяснять не буду, но не потому, что я не знаю, а потому, что у нас другие задачи: нам надо сделать домашнее задание и закрыть пробелы начальной школы. Если учитель не может объяснить в данный момент, обязательно нужно сказать, почему. Например, в седьмом классе вы будете проходить причастие. Я не буду вам объяснять, почему пишется "проверЕнный", а не "проверИнный", потому что для этого надо будет объяснить вам, что такое причастие, а это долгий процесс.
Вроде понял. Но следующий вопрос выбил меня из колеи:
- Скажите, пожалуйста, учитель математики был отличником по всем предметам? Всё ему легко давалось?
- Каждый учитель математики по-разному усваивал остальные предметы. Единственное, что он должен знать на отлично, - это математика.
- Но почему?
- Скажите, пожалуйста, качество преподавания математики пострадает, если учитель не прочитал "Войну и мир"?
- Не знаю...
- Нет, не пострадает. Там есть эпизод, связанный с математикой, но ничего нового он учителю не сообщает. Пострадает только духовное развитие, потому что читать всё-таки необходимо каждому человеку.
- Но ведь учитель должен быть отличником по всем предметам!
- Почему?
- Потому что школьники должны хорошо разбираться во всех предметах!
- Да, согласна, это несправедливо.
- А вам все предметы хорошо давались? Вы можете любой предмет преподавать?
- Конечно, не любой. Вот литературу ещё могу... Немного разбираюсь в истории и обществознании, но не на таком уровне, чтобы преподавать.
- А я думал, вы все предметы можете преподавать!
- Тот, кто преподаёт все предметы, не знает хорошо ни один из этих предметов.
Это раньше были репетиторы по всем предметам... Так было принято. Сейчас же это очень странная картина. Я не видела таких специалистов, но мама Лео почему-то спросила, смогу ли я подготовить её сына к ОГЭ по математике... Даже если бы я получше училась с седьмого по десятый класс, то всё равно не стала бы репетитором по всем предметам... Не было бы даже набора "русский, литература, история, обществознание". Даже два предмета один репетитор не всегда может преподавать... Русский и математика - да пошёл такой репетитор в известное место! Русский и литература - к такому специалисту можно обратиться. То есть два предмета обязательно должны быть смежными... Леонид этого пока не понимает...