Найти тему
Hélène Fourment

Русские "Титаники" и дорога в один конец

Уважаемые друзья, читатели канала, всех вас приветствую!

Вот скажите, только честно, вы знаете, что такое "беляна"? Красивое слово, такое наше, родное, русское, певучее...

Я узнала вот только-только, совершенно случайно, и у меня такое чувство, как будто я нашла клад. Так что пишу взахлёб, тороплюсь поделиться! В названии статьи драма-драма, но, на самом деле, всё так и было, но всё спокойно и буднично, сами увидите.

Просматривала я на днях картины художника Константина Ивановича Горбатова, одну из которых я когда-то даже реставрировала. Его работы мне очень нравятся: они яркие, красочные, самобытные, декоративные.

Дошла до этой картины. Легенду про невидимый город Китеж вы наверняка помните. Град Китеж, озеро Светлояр...

К.И. Горбатов (1876-1945) "Невидимый град Китеж", 1913 год
К.И. Горбатов (1876-1945) "Невидимый град Китеж", 1913 год

Вот такая красивая аллегория... Смотрю следующие, дошла до похожего корабля, наподобие пряничного домика. Снова Китеж? Нет, "Беляны".

«Беляны», 1914 год. Фанера, темпера. 52 x 64 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
«Беляны», 1914 год. Фанера, темпера. 52 x 64 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

К.И. Горбатов «Беляны», 1914 год

Название зацепила глазом. Смотрю дальше... потом вернулась к ней. Слово вдруг заинтересовало, такое былинное... беляна-былина... и корабль, как у царя Гвидона, такой сказочный! В поиске набрала "беляна", а там...!!!

И ведь было всё это не так уж и давно!

Ещё сто лет назад, в 1930-х годах, жители прибрежных деревень могли наблюдать огромные, величественные, белоснежные сооружения, медленно проходившие вниз по течению рек. Шли они с верховьев и до низовьев Волги и её притоков, из Вятского и Пермского краёв до Царицына (Волгограда) и никогда не заходили дальше Астрахани.

Беляна на реке Ветлуге
Беляна на реке Ветлуге

Называли их «белянами» – белыми, светлыми. Их грузом был исключительно «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна и высококачественные светлые свежеструганные доски. Беляны были одноразовыми, служили только одну навигацию и потому никогда не смолились.

По некоторым данным существовали беляны длиной до 120 метров, высота борта могла достигать 6 метров!

Обратите внимание, эта беляна меньше предыдущей: на этой доски уложены в четыре штабеля, а на первой - в пять.
Обратите внимание, эта беляна меньше предыдущей: на этой доски уложены в четыре штабеля, а на первой - в пять.

Грузоподъемность белян соответствовала их исполинским размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд – 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов! Давайте переведём в современные меры веса? У меня получилось, что средняя грузоподъемность их была 2000 тонн, а максимальная свыше 10000 тонн.

Яков Яковлевич Вебер. Беляна на Волге. 1929 год
Яков Яковлевич Вебер. Беляна на Волге. 1929 год

Беляны - это товар; это лесоматериалы, предназначенные на продажу. Полностью, целиком! До появления в России доступных железных и автомобильных дорог, река была самым быстрым и дешевым способом транспортировки пассажиров и грузов.

Но тут ситуация вообще уникальная: лес вёз сам себя, корпус беляны также разбирался и полностью распродавался.

Из северных, богатых деревом регионов, лесоматериалы по рекам доставлялись туда, где в них была большая потребность и где были расположены лесопильные заводы, такие, как завод Петра Максимова, купца и промышленника из Ростова-на-Дону (в будущем — завод им. Куйбышева).

Это лучшее по качеству фото, более 2 мб. Боюсь, при загрузке оно будет "сжато" и утратит возможность увеличения.
Это лучшее по качеству фото, более 2 мб. Боюсь, при загрузке оно будет "сжато" и утратит возможность увеличения.

На постройку корпуса одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта – из сосны.

Построить и загрузить беляну было целым искусством, так не грузили и не грузят ни одно судно в мире. Как говорилось в поговорке: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами».

Вадим Дмитриевич Фалилеев, "Беляны".
Офорт, 1916 год, 37×20 см.
Вадим Дмитриевич Фалилеев, "Беляны". Офорт, 1916 год, 37×20 см.

Лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере их усыхания заменялись все большими и большими по размеру.

Туристический плакат о Волге. Внешторгиздат по заказу Интуриста, 1932. Хромолитография, 98×64 см.
Туристический плакат о Волге. Внешторгиздат по заказу Интуриста, 1932. Хромолитография, 98×64 см.

При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать с расширением, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, которые надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров!

Уж не деревца ли там, наверху? Как у древнеримского императора Калигулы - сады и виноградники были на кораблях, а у нас на белянах - берёзовые рощи.
Уж не деревца ли там, наверху? Как у древнеримского императора Калигулы - сады и виноградники были на кораблях, а у нас на белянах - берёзовые рощи.

Палуба “беляны” тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов.

Нос беляны. Слева - висящий на борту якорь. Беляны сплавлялись по течению кормой вперёд, на корме устанавливался руль.
Нос беляны. Слева - висящий на борту якорь. Беляны сплавлялись по течению кормой вперёд, на корме устанавливался руль.

А ближе к корме на беляне ради равновесия устанавливали по две-четыре небольшие избушки — «казёнки», служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посредине, в которой находился лоцман.

Избы-казёнки и будка лоцмана на палубе беляны. Самая настоящая плавучая деревня на корабле!
Избы-казёнки и будка лоцмана на палубе беляны. Самая настоящая плавучая деревня на корабле!

При этом будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась краской под «золото». Беляны богато украшались флагами: государственными, торговыми и личными флагами купца, владельца товара. Флаги эти иной раз развевались над белянами словно паруса. Но с тратами на украшение беляны купцы не считались, беляны были репрезентацией их успеха и достатка.

Д. И. Архангельский. Вид на Симбирск с беляны. 1920-30-е годы.
Д. И. Архангельский. Вид на Симбирск с беляны. 1920-30-е годы.

Когда эти суда прибывали в пункт назначения, они разбирались и полностью распродавались: до гвоздя, до брёвнышка, до щепки, до пеньковой верёвки. Команда беляны, от 20 до 80 человек, возвращалась обратно уже по берегу.

Дорогие друзья! Если вы дочитали эту статью до конца и вам было интересно - не скупитесь на лайки, нажмите пальчик вверх!☺️👍🏻

Канал не монетизирован. Только ваши лайки мне показывают, что подобные статьи востребованы.

Загруженная беляна, 1931 год.
Загруженная беляна, 1931 год.

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подпискана канал  придаст мне вдохновения создавать новые статьи и видео.

Фото обложки
Фото обложки