Уважаемые друзья, читатели канала, всех вас приветствую!
Вот скажите, только честно, вы знаете, что такое "беляна"? Красивое слово, такое наше, родное, русское, певучее...
Я узнала вот только-только, совершенно случайно, и у меня такое чувство, как будто я нашла клад. Так что пишу взахлёб, тороплюсь поделиться! В названии статьи драма-драма, но, на самом деле, всё так и было, но всё спокойно и буднично, сами увидите.
Просматривала я на днях картины художника Константина Ивановича Горбатова, одну из которых я когда-то даже реставрировала. Его работы мне очень нравятся: они яркие, красочные, самобытные, декоративные.
Дошла до этой картины. Легенду про невидимый город Китеж вы наверняка помните. Град Китеж, озеро Светлояр...
Вот такая красивая аллегория... Смотрю следующие, дошла до похожего корабля, наподобие пряничного домика. Снова Китеж? Нет, "Беляны".
К.И. Горбатов «Беляны», 1914 год
Название зацепила глазом. Смотрю дальше... потом вернулась к ней. Слово вдруг заинтересовало, такое былинное... беляна-былина... и корабль, как у царя Гвидона, такой сказочный! В поиске набрала "беляна", а там...!!!
И ведь было всё это не так уж и давно!
Ещё сто лет назад, в 1930-х годах, жители прибрежных деревень могли наблюдать огромные, величественные, белоснежные сооружения, медленно проходившие вниз по течению рек. Шли они с верховьев и до низовьев Волги и её притоков, из Вятского и Пермского краёв до Царицына (Волгограда) и никогда не заходили дальше Астрахани.
Называли их «белянами» – белыми, светлыми. Их грузом был исключительно «белый лес», то есть лишенные коры бело-желтые бревна и высококачественные светлые свежеструганные доски. Беляны были одноразовыми, служили только одну навигацию и потому никогда не смолились.
По некоторым данным существовали беляны длиной до 120 метров, высота борта могла достигать 6 метров!
Грузоподъемность белян соответствовала их исполинским размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд – 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов! Давайте переведём в современные меры веса? У меня получилось, что средняя грузоподъемность их была 2000 тонн, а максимальная свыше 10000 тонн.
Беляны - это товар; это лесоматериалы, предназначенные на продажу. Полностью, целиком! До появления в России доступных железных и автомобильных дорог, река была самым быстрым и дешевым способом транспортировки пассажиров и грузов.
Но тут ситуация вообще уникальная: лес вёз сам себя, корпус беляны также разбирался и полностью распродавался.
Из северных, богатых деревом регионов, лесоматериалы по рекам доставлялись туда, где в них была большая потребность и где были расположены лесопильные заводы, такие, как завод Петра Максимова, купца и промышленника из Ростова-на-Дону (в будущем — завод им. Куйбышева).
На постройку корпуса одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта – из сосны.
Построить и загрузить беляну было целым искусством, так не грузили и не грузят ни одно судно в мире. Как говорилось в поговорке: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами».
Лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере их усыхания заменялись все большими и большими по размеру.
При этом, как только лес начинал превышать по высоте борта беляны, бревна начинали укладывать с расширением, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый груз. Такие выступы назывались роспуски или разносы, которые надо было уметь расположить так, чтобы не нарушить равновесие судна. При этом роспуски иногда выступали за борт на четыре и более метров в стороны, так что ширина судна по верху оказывалась значительно больше, чем по низу, и достигала у некоторых белян 30 метров!
Палуба “беляны” тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов.
А ближе к корме на беляне ради равновесия устанавливали по две-четыре небольшие избушки — «казёнки», служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посредине, в которой находился лоцман.
При этом будка вся покрывалась резьбой, а иной раз даже красилась краской под «золото». Беляны богато украшались флагами: государственными, торговыми и личными флагами купца, владельца товара. Флаги эти иной раз развевались над белянами словно паруса. Но с тратами на украшение беляны купцы не считались, беляны были репрезентацией их успеха и достатка.
Когда эти суда прибывали в пункт назначения, они разбирались и полностью распродавались: до гвоздя, до брёвнышка, до щепки, до пеньковой верёвки. Команда беляны, от 20 до 80 человек, возвращалась обратно уже по берегу.
Дорогие друзья! Если вы дочитали эту статью до конца и вам было интересно - не скупитесь на лайки, нажмите пальчик вверх!☺️👍🏻
Канал не монетизирован. Только ваши лайки мне показывают, что подобные статьи востребованы.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии, реставрации, истории и искусству! Ваша подпискана канал придаст мне вдохновения создавать новые статьи и видео.