Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и других классиков с парохода современности – с такого скандального тезиса в манифесте из сборника «Пощечина общественному вкусу», который был подписан Д.Бурлюком, А.Крученых, В.Маяковским и В.Хлебниковым, начался проект футуристической группы «Гилея». Это было в 1912 году. На поэтических вечерах футуристы развенчивали Пушкина, провозглашая новых гениев. Хорошо, что чья-то мудрость их остановила, не «бросили»…
Однако это случилось в нынешнем, 2023 году. В кодификаторе ЕГЭ по литературе пропали Пушкин, Лермонтов, Гоголь… Отсутствует вся литература первой половины XIX века! И даже XVIII века. Зато появился роман Николая Чернышевского «Что делать?», а список литературы значительно расширился за счет произведений ХХ века. Поскольку произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Фонвизина… могут привлекаться в заданиях на сопоставление и в сочинении (задание 11), ученику так или иначе нужно их осмысливать, анализировать, готовясь к экзамену. Прочитаны-то они в 9‑м классе! Процесс этот небыстрый и непростой. Если учесть, что нужно знать на память цитаты, учить наизусть стихотворения… Вопрос прост: хватит ли сил у наших одиннадцатиклассников объять необъятное?
В разъяснениях сказано, что кодификатор приведен в полное соответствие с ФОП. Здесь тоже много вопросов. Кажется, что составители программы пытались впихнуть в нее все, что можно. А если не получается (размеры произведения не позволяют) – взять в руки «топорик» и обтесать слегка, чтобы влезло. Как словесник с 30‑летним стажем слабо представляю, что такое изучение отдельных глав «Тихого Дона» Михаила Шолохова или романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Можно понять по ним замысел автора, глубину произведения? А какие главы выбрать? И какова цель изучения отдельных глав? До кучи? Вроде как читал. А о чем? Не понял.
Не секрет, что дети в целях экономии времени часто читают произведения в кратком изложении. Я на своих уроках разрешаю пользоваться только источниками. Краткое содержание не имеет смысла, поэтому мои ученики даже на переменах с книгами ходят. В 10‑м и 11‑м классах всегда было не так много произведений. Прочитать их полностью было вполне реально. Что теперь? Так как значительно расширился список произведений, ребенку нужно читать все свободное время. Ученики 11‑го класса, не сдающие литературу, будут это делать? Сомневаюсь. Получается, мы сами подталкиваем ученика к краткому прочтению произведения. Для галочки!
Увы, мы давно идем к этому. Культурные, исторические места посещаем, чтобы отметиться, ибо, если «не запостил, значит, не был». Глубоко не погружаемся, не пытаемся разобраться в деталях. Вроде были, а вроде нет. Прошли мимо… Лишаем себя удовольствия помолчать у любимой картины или «подышать» стариной у архитектурного памятника…
Но с литературой это точно не пройдет. Нельзя «забежать» в 2‑3 главы литературного произведения, а потом считать, что ты его знаешь. Это путь в никуда! Дальше что? Отдельные страницы? Слова? Буквы? Вперед, к наскальным рисункам!
Вот мы и пришли к вечному вопросу русской литературы «Что делать?». Во-первых, вернуть «наше все» – Пушкина и всю литературу XIX века в кодификатор. Во-вторых, четко обозначить произведения для изучения (разделы «Проза о Великой Отечественной войне», «Проза второй половины XX – XXI вв.» и др.), так как дети должны понимать, какие произведения могут быть на экзамене по литературе. А в будущем (сожалею, что это из области фантастики) добавить еще один час литературы в старшей школе «Современная русская литература». Он поможет не бежать галопом по Европам, а знакомиться с произведениями писателей-современников и быть культурными людьми. Ведь мы сами часто утверждаем, что учим не для школы, а для жизни!
А если говорить о преподавании литературы в целом… Пора уже отойти от формализма и понять, что подрастающее поколение должно знать не только историю своей страны, но и ее культуру, к коей литература и относится. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания литературы, ведь она пробуждает «чувства добрые», воспитывает любовь к Родине. Она способна приобщить к прекрасному, взрастить человека, готового посвятить «отчизне… души прекрасные порывы». И, увы, отдельных глав здесь недостаточно. Поэтому нужно серьезно отнестись к преподаванию этого важного в деле воспитания подрастающего поколения предмета.
Анжелика ЗИМИНА, учитель русского языка и литературы школы №14, Сызрань, Самарская область
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».