Императрица Екатерина II неоднократно отмечала заслуги своего фаворита Григория Орлова впечатляющими дарами. Гатчина была подарена ему в 1765 г., а в 1771 г. в его честь в Царском селе была возведена триумфальная арка, которая в итоге стала одним из наиболее известных памятников архитектуры города Пушкина.
В 1771 году в Москве началась сильнейшая эпидемия чумы, которая привела к настоящему бунту. Городское начальство покинуло зараженный город, разъехавшись по загородным имениям. Жители Москвы были фактически брошены на произвол судьбы. Они не очень доверяли медицине и считали, что гораздо более эффективным способом борьбы с болезнью являются массовые молебны у Варварских ворот. Архиепископ Амвросий, безусловно, был человеком просвещенным, поэтому он попытался убедить народ в том, что молебны лишь усугубляют эпидемию, а значит, их необходимо запретить. Люди взбунтовались, Кремль был захвачен, а архиепископ - убит. Ситуация абсолютно вышла из-под контроля. Тогда Екатерина Великая решила отправить в Москву Григория Орлова для подавления бунта и борьбы с эпидемией. Он взялся за дело с присущими ему бесстрашием и отвагой - арестовал бунтовщиков, увеличил количество больниц, также отдал под больницу свой родовой дом. Врачам было назначено повышенное жалование. Осужденным, согласившимся работать в похоронных бригадах, было обещано помилование. Многие люди опасались идти в больницы, поэтому было разрешено лечение дома. Тем, кто решался на госпитализацию, выдавали вознаграждение. Чтобы люди не перемещались без дела по городу, разнося чуму, были организованы общественные работы - уборка мусора, рытье городских рвов, отлов бездомных собак. Город был разделен на 27 участков, в каждом из которых обстановку контролировали гвардейские патрули, не допускающие массового скопления людей и мародерства. В результате всех этих мер эпидемия быстро пошла на убыль, и уже в ноябре 1771 года Орлов возвратился в Петербург.
В Царском селе ему была устроена торжественная встреча. Для этого на дороге в Гатчину возвели триумфальную арку. Ее первый вариант был выполнен из дерева, но со временем конструкция серьезно обветшала, поэтому на ее месте было решено установить триумфальную арку из сибирского и розового мрамора высотой 15 метров, которую спроектировал Антонио Ринальди. Пилоны были декорированы колоннами и пилястрами. Фриз украшала надпись: «Орловым от беды избавлена Москва».
В 1781 году арку было решено дополнить запирающимися коваными воротами. Легкие ажурные решетки в классическом стиле с бронзовыми деталями были изготовлены на Сестрорецких оружейных заводах по эскизу архитектора Джакамо Кваренги.
Таким образом память о спасении Москвы от чумы Григорием Орловым была увековечена в камне и железе. Знаменитой триумфальной аркой и сегодня может полюбоваться каждый житель и гость Санкт-Петербурга.
Если вам нравится искусство художественной ковки, обращайтесь в студию Ковка Арт Дизайн.