Если меняется воспитание молодежи, меняется и сама жизнь. Хорошее воспитание и образование приводят к улучшению жизни общества, плохое – наоборот. Эти взгляды на воспитание и образование совсем не новы. Именно с целью воспитания «новой породы людей» императрица Екатерина II подписывает манифест о создании Воспитательного дома в Москве, а через несколько лет и в Санкт-Петербурге.
В тот день, когда в строительство здания первого Воспитательного дома был заложен первый камень, к месту стройки уже принесли нескольких младенцев. Детей приносили очень много. Именно из детей-подкидышей предполагалось делать новую породу людей, чтобы получив образование и воспитание, они пополняли третье сословие, становились купцами, чиновниками и прочими полезными обществу людьми. Ведь в России существовало крепостное право и таких людей не хватало.
Во главе дома стоял главный надзиратель, под его началом трудились няни, кормилицы, кухарки и надзиратели. Как обычно это бывает, реальность оказалась далека от красивых мечтаний. Из 65 тысяч детей, попавших в воспитательный дом в первые тридцать лет его существования, в живых осталось около пяти тысяч. Плохие санитарные условия и недоедание были причиной такой катастрофы. Ведь даже в официальных учредительных документах говорилось, что эти дома учреждаются для извлечения прибыли. Прибыль извлекали все, от членов попечительского совета, которые получали выгодные правительственные концессии (все для блага сирот, конечно) до последней няньки, которая воровала еду у воспитанников.
Учрежденное в воспитательном доме обучение ремеслам должно было приносить прибыль, поэтому чуть подросших детей, примерно с шести-восьми лет отправляли на мануфактуры для работы. Дети работали по 12 часов в день, 10 месяцев в году, оставшиеся два месяца они должны были «упражняться в полевых работах». Обучение детей ремеслам проводилось прямо на фабриках. Сирот отправляли и в госпитали для ухода за больными.
Все изменилось, когда на престол взошел Павел I, а его супруга Мария Федоровна стала заниматься воспитательными домами. У императрицы было десять детей, наверное, поэтому ей было не все равно. Именно при ней детей-подкидышей стали как следует учить. Первым был организован латинский класс, где сирот обучали чтению, письму, русскому, немецкому языкам, математике и латыни – для поступления в Медико-хирургическую академию. В академию могли поступить только мальчики. Для девочек организуется Повивальный институт, который готовил профессиональных акушерок. Следующим организуется класс подготовки наставниц. В начале XIX века большое значение приобретает национальное воспитание. Благодаря выпускницам Воспитательного дома в стране происходит замена гувернеров-иностранцев русскими кадрами. В классе наставниц детей-сирот обучали по той же программе, что и дворянок в Смольном институте: французский и русский языки, литература, музыка, история, география, рисование. Девочки-подкидыши получали прекрасное образование и становились гувернантками в провинциальных дворянских и купеческих семьях. Тяжелая работа, но представьте, что ждало бы этих девочек, не получи они хорошее образование и такую работу. Мария Федоровна организует также специализированный класс для глухо-немых детей. Такими сложными детьми государственные учреждения раньше не интересовались вовсе.
Тридцать лет просуществовали специализированные классы при воспитательных домах в России. Самые обездоленные дети могли получить в них профессиональное образование и хорошую работу. Впервые в истории нашего Отечества.
Однако в царствование Николая I специализированные классы были упразднены. Отныне воспитанники-сироты отправлялись для «обучения» на фабрики и мануфактуры. Доступ к хорошему образованию для них оказался закрытым почти на сто лет.
Возможно, вас заинтересуют и другие наши публикации: