Те, кто любит проводить отпуск не в одиночку, а с семьей или в компании друзей, знают, как трудно выбрать вариант отдыха, который устроил бы всех. Как только мы начинаем обсуждать детали поездки, начинаются споры, а иногда и ссоры, ведь у каждого своя «формула отдыха», которая «правильнее» других. Как же найти компромисс, чтобы в итоге все остались довольны? Есть ли шанс договориться или хотя бы не поссориться?
ЧТО ИЩЕШЬ ТЫ В КРАЮ ДАЛЕКОМ?
Отпуск – время надежд. Мы мечтаем, думаем, строим планы, обсуждаем маршруты, вникаем в тонкости, прорабатываем все до мелочей. Подготовка напоминает магический ритуал, волнующий и ответственный. Мы так много связываем с отпуском, так много от него ждем, особенно если собираемся отдохнуть компанией – с близкими или друзьями, но редко бываем довольны результатом. Почему? Ведь, кажется, мы все продумали и предусмотрели? Все, кроме одного: мы не учли, что у наших «компаньонов» собственные представления о том, где и как надо было отдыхать, свои предпочтения и мотивы. Поэтому, сколько бы мы ни старались, всегда найдется хотя бы один разочарованный, который своим недовольным видом испортит отпуск остальным.
Конечно, выбирая страну или вариант отдыха, трудно учесть интересы каждого. Но однажды мне довелось встретить группу туристов, в которой не было ни одного недовольного, хотя они возвращались из тяжелейшей поездки по горным монастырям Тибета. Несколько часов мы вместе ждали в аэропорту рейса, разговорились, и мне стало любопытно, почему люди разного возраста, достатка, разной физической подготовки выбрали такой сложный маршрут и никто из них ни разу не пожаловался на трудности, все как один утверждали, что великолепно провели отпуск. И тогда я обратилась к одному из моих излюбленных приемов – сценарному анализу.
Я попросила своих новых знакомых вспомнить, какие сказки они любили в детстве, кто был их любимым сказочным героем. Мои собеседники поначалу растерялись: «не помню», «наверное, конкретной сказки нет», «да много разных». А потом постепенно втянулись в разговор, стали с удовольствием вспоминать и наперебой рассказывать о своих детских впечатлениях. И очень скоро я увидела, что глубинные мотивы, побудившие их выбрать путешествие в Тибет, чудесным образом связаны с теми сказками, которые запали им в душу, когда они были еще совсем маленькими. Вот несколько примеров.
СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК
Лягушка-путешественница.
Одна из участниц группы, молодая, общительная женщина из Екатеринбурга, работала руководителем отдела. Она не обладала необходимой для такого путешествия физической подготовкой, не понимала характера и особенностей маршрута. Она уставала, быстро выдыхалась, и группе приходилось делать привалы, ждать, пока она придет в себя. Окружающих это раздражало, а ее ничуть не смущало и не беспокоило. Как только мы заговорили о путешествиях, она с горящими глазами стала оглашать свой «послужной список»: Непал, Бутан, Перу, Чили, Мексика… Она всячески стремилась поразить собеседника своей «коллекцией стран». Мне захотелось подробнее расспросить ее о том, чем ее поразил Тибет, что больше всего запомнилось. Но в ответ я слышала примерно следующее: «Друзья умрут от зависти, когда я расскажу, где побывала, и покажу фотки!» Главным для нее было прокричать, заявить: «Я там была!» В ее любимой сказке «Лягушка-путешественница» ей запомнился момент, когда утки несут лягушку над полями, над лесами, а она смотрит с высоты и слышит, как все снизу кричат: «Смотрите, смотрите! Вот чудо-то!» Рассказывая о том, сколько стран она повидала, девушка испытывала тот же восторг – как в детстве, когда читала эту сказку.
Железный Дровосек из «Волшебника Изумрудного города».
Молодой инженер принял решение о поездке в Тибет абсолютно осознанно. Его главный мотив – проверить себя на прочность, доказать самому себе, что он чего-то стоит. Он хотел удостовериться, что не спасует перед трудностями, проявит силу и смелость, поможет товарищам, продемонстрирует те качества, которые в обычной жизни просто не востребованы. На мой вопрос, собирается ли он кому-то рассказывать о своих достижениях, он ответил: «Нет, это важно для меня самого». В детстве на него произвел впечатление Железный Дровосек из сказки «Волшебник Изумрудного города», который мечтал получить любящее сердце, на самом деле уже обладая им.
Иванушка из «Царевны-лягушки».
В группе оказался 45-летний юрист, которого отправила в путешествие его жена. Она и путевку ему купила. Он понял, куда он попал и что его ждет, только когда оказался в Тибете, но сумел быстро влиться в коллектив и послушно соблюдал общие правила, всюду являлся вовремя и неукоснительно выполнял рекомендации гида. Трудности, которые возникали в поездке, он воспринимал совершенно спокойно, не испытывая ни малейшего разочарования: раз жена сказала, что путешествие будет для него полезным, значит так оно и есть.
Его любимым героем был Иванушка из сказки «Царевна-лягушка»: он и жениться-то не собирался, но отправился за невестой по распоряжению царя-батюшки. Иванушка шел себе за стрелой и, что бы там ни происходило, не отклонялся от курса, и в результате все сложилось благополучно.
Герда из «Снежной королевы».
Преподаватель иностранных языков мечтала встретить интересного, неординарного мужчину. Ей казалось, что можно познакомиться с близким по духу человеком, совершив паломничество в Тибет, – по крайней мере, шанс велик. Она была готова отказаться от привычного комфорта, проявить несвойственную ей инициативу и активность. Ее любимой героиней была Герда из «Снежной королевы». Она восхищалась самоотверженностью Герды, ее готовностью преодолеть все препятствия на своем пути, перетерпеть все лишения, чтобы найти своего Кая, и ей это удалось.
Колобок.
Еще один путешественник – мужчина средних лет, министерский работник, невысокий и круглолицый. Он готов был отправиться не только в Тибет – на край света: ему нестерпимо наскучила и служба, и дом. Он с удовольствием ездил в командировки, а отпуск старался проводить как можно дальше от Москвы, работы и семьи. Я задала ему вопрос: «Вам нравилась сказка “Колобок”?» – «Очень, – ответил он. – В детстве я особенно любил представлять, как Колобок свободно катится по дорожке и как ему хватило смелости спрыгнуть с окошка!» Интересно, что конца этой сказки он не помнил и был искренне удивлен, узнав, что в итоге Колобок «плохо кончил» – попал Лисе на язычок.
Алиса из «Алисы в Стране чудес».
Хрупкая девушка из «хорошей семьи» заканчивала институт, тур ей подарили родители. Однокурсники звали ее на Гоа – развлечься в студенческой компании, но она предпочла поездку в Тибет. Ее тянуло ко всему новому, необычному. Она обожала знаменитую сказку Льюиса Кэрролла, завидовала Алисе, которой удалось побывать «в ином измерении». Она мечтала попасть в Тибет, чтобы увидеть жизнь, где все по-другому – как в сказочном Зазеркалье, познакомиться с самобытной культурой, историей, религией и традициями этой загадочной страны. Она описывала поездку по монастырям как путешествие в другой мир – нереальный, непознанный, мистический, где живут удивительные люди, мудрые и духовные.
Рассказы путешественников помогли мне понять, почему в группе не было разочарованных, почему все остались довольны поездкой: те, кем двигала жажда нового, были буквально переполнены впечатлениями; те, кто хотел доказать что-то самому себе, сумели проявить свои лучшие качества; а те, кто стремился убежать от рутины, вырваться из своего привычного мирка, получили свой «глоток свободы». У каждого были свои мотивы отправиться в Тибет, и все их надежды оправдались: каждый нашел для себя то, что искал.
ИГРА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
Почему бы и нам не воспользоваться таким простым, остроумным и эффективным приемом, как сценарный анализ?
Тогда, прежде чем покупать тур, зададимся вопросом: почему мы выбираем именно этот вариант отдыха, почему хотим оказаться в это время и в этом месте? А чтобы найти ответ, вспомним сказку, которая увлекала нас в детстве, героя, на месте которого мы себя представляли, и приключения, которые переживали вместе с ним. Ведь зачастую любимая сказка становится своего рода программой, во многом определяющей нашу взрослую жизнь, наш выбор в той или иной ситуации, поведение, взаимоотношения с людьми, а иногда даже жизненную стратегию. Недаром такие сказки называют сценарными. И вместо того, чтобы спорить до хрипоты, обсуждая с друзьями или домашними свой единственно правильный вариант отпуска, устроим «вечер воспоминаний»: покопаемся в своей памяти, вспомним, кто что любил в детстве – книжки, мультики, фильмы, какой эпизод, фрагмент, поворот сюжета больше всего нас зацепил, запал в душу, к чему мы постоянно хотели вернуться. Причем этот фрагмент не обязательно должен был нам нравиться, может быть как раз наоборот – пугать, беспокоить, настораживать, волновать. Попытаемся его проанализировать, найти параллели с нашей нынешней взрослой жизнью, увидеть повторяющиеся события, свидетельствующие о существовании в нашей жизни того или иного сценария.
Вычислив общими усилиями наши любимые сказки, мы поймем, что за «сказочные герои» живут рядом с нами, и тогда станет ясно, почему одного тянет в горы, другого на пляж, а третьего в круиз. Мы поймем подоплеку конфликтов, нам будет проще управлять своими эмоциями, легче снять напряжение, раздражение, найти общий язык с близкими, точки соприкосновения и в конце концов прийти к разумному компромиссу.
Понять, что нас ведет по жизни, почему мы выбираем так, а не иначе, чего мы на самом деле хотим, – это уже немало: так мы перейдем на новый уровень – от неосознанного к осознаваемому. Сценарный анализ – не только интересное и увлекательное занятие, но и отличный способ посмотреть на себя со стороны и задуматься, надо ли что-то менять в своей жизни. Если нас все устраивает, будем и дальше играть ту же роль, если нет – попробуем взять на себя функции режиссера и перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с новым сюжетом.
Конечно, трудно переделать себя в одночасье, да и не нужно. Лучше отнестись к своим сценарным сказкам с юмором: например, летом съездить в отпуск «по версии» дочери, на Новый год побывать в любимой сказке своих друзей, а там, глядишь, сценарии начнут потихоньку меняться, мечты сбываться, и наш совместный отдых наконец-то станет полноценным – потому что каждый сможет получить то, о чем мечтал и на что рассчитывал.
МАРИНА МЕЛИЯ профессор психологии, коуч-консультант, автор книг «Бизнес – это психология», «Как усилить свою силу? Коучинг», «Главный секрет первого года жизни», «Просто о сложном» и др.
Источник: https://www.psyh.ru/skazochnyj-otpusk/
© Наша Психология