Россия считается одним из крупнейших экспортёров нефти и газа, при этом значительная часть территории остаётся без доступа к голубому топливу, а процесс газификации затянется на много десятилетий. Как оказалось, даже с бензином могут возникать трудности, а аналитики фиксируют дефицит топлива на российских АЗС. По мнению знакомых с проблемой экспертов, ситуация с обеспечением топливом в стране может значительно ухудшиться, если не будут предприняты экстренные меры со стороны властей. Предполагается, что многие независимые АЗС рискуют собственной финансовой стабильностью и могут прекратить существование на фоне развивающегося кризиса.
По словам коммерческого директора сети заправок «Нефтьмагистраль», необходимо либо ввести экспортные пошлины, либо увеличить производство, чтобы обеспечить внутренний рынок топливом. Сергей Соловьёв не согласен с точкой зрения Минэнерго, согласно которой проблема может решиться сама по себе со временем. Специалист отмечает, что разрыв между ценами на топливо на внутреннем и внешнем рынках значительно велик, а ожидать улучшения ситуации к осени или зиме не приходится. Предполагается, что вначале с рынка исчезнут независимые АЗС, а потом дефицит топлива начнёт ощущаться даже на заправках вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), так как и у них наблюдается заметная нехватка топлива.
Глава «Нефтьмагистрали» подчёркивает, что дефицит предложения уже существует в ряде регионов. Это обусловлено не только увеличением объёмов экспорта, но и ремонтами на нефтеперерабатывающих заводах, а также повышением объёмов грузоперевозок и потребностями новых регионов. Соловьёв считает, что основная проблема связана с демпферным механизмом, который компенсирует нефтяникам убытки от продажи топлива на внутреннем рынке по сниженным ценам. Однако этого демпфера недостаточно, и с 1 сентября его размер будет уменьшен вдвое для снижения нагрузки на бюджет. Ну а в итоге повышение розничных цен на топливо сталкивается с ограничениями со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая грозит наложить штрафы. Эксперт напоминает, что разрыв между ценами на независимых АЗС и заправках ВИНКов достигает 3-4 рубля из-за того, что последние могут продавать топливо по оптовым ценам или даже дешевле, чтобы компенсировать убытки. В результате фиксируется миграция клиентов, что в конечном итоге может привести к закрытию независимых АЗС.
Напомним, в августе правительство начало рассматривать вопрос ограничения «серого» экспорта бензина. Предлагалось внести поправки в законодательство, позволяющие лицензировать экспорт для борьбы с незаконной торговлей, но конечное решение пока находится в стадии обсуждения. Аналитики отмечают, что дефицит топлива уже заметен в более чем десяти регионах России. Недостаток топлива ощущается в Астраханской, Саратовской, Самарской, Рязанской, Ростовской, Новосибирской и Волгоградской областях, а также в Калмыкии, Хабаровском крае и Крыму. Минэнерго утверждает, что производство бензина в стране достаточно, а для решения проблем создан специальный оперативный штаб. По мнению указанного выше эксперта, ситуация улучшится только в том случае, если будет решено поднять цены на топливо. При этом наценка может сильно ударить по карманам потребителей и отразиться на всей экономике, ведь стоимость бензина закладывается в цену продуктов питания по всей стране.